Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Eternal_Reader21 июля 2014 г.
    Одиночество не имеет никакого отношения к тому, много у нас знакомых или мало.

    Это моя пятая книга Ремарка и я в очередной раз убеждаюсь, что этот человек был либо гением, либо прирожденным писателем.

    После "Триумфальной арки", которая стала одной из моих самых любимых книг, я с великим уважением и любовью отношусь к любому упоминанию этого автора и не могу отказать себе в удовольствии прочитать еще одно его произведение.

    Но не могу сказать, что каждое знакомство было удачным. Не все из того что прошла, впечатлило меня, но все равно отдаю ему должное. Просто Ремарка нужно читать в определенные мгновения жизни, а если быть точнее - в темные, грустные, изнывающие дни. А еще его нельзя читать залпом. Этот тот случай, где должно пройти время, чтобы роман осел в твой голове и все мысли пришли в порядок, потому что в этих книгах действительно есть что обдумывать.

    Я соглашусь с мнением, что все книги Ремарка, будто одна большая автобиографическая эпопея, разделенная на части. Но к моему удивлению эта книга отличалась от тех, кто я прочитала ранее: "Три товарища", "Триумфальная арка", "Жизнь взаймы", "Искра жизни".

    Она самим названием кричит о безысходности и грусти. Да и сюжет о молодом человеке, который продает нагробные памятники не внушает особой радости. Но что-то в этот есть... А именно юмор... хороший остроумный сарказм... черный, я бы даже сказала. Как обелиск, на который с таким рвением мочился пьяница и дебошир Кнопф.

    И вот каким нужно обладать талантом, чтобы изобразить такое темное и трудное время гиперинфляции сохраняя странный задор и удивительную живость? Я воистину восхищаюсь Ремарком. Я бы хотела научиться писать также, как он.

    И вот, в романе мы имеет две главные сюжетные линии - деньги и любовь. Именно то, что столетиями волнует всё человечество.
    Его любовные линии всегда превосходны и в этот раз он сводит молодого 25-летнего Людвига с любовью земной - Гердой и любовью небесной - Изабеллой (Женевьевой). Я с особым энтузиазмом взялась за эту книгу, когда в аннотации прочитала, что главный герой влюблен в душевнобольную девушку страдающую раздвоением личности. Мне всегда было интересно читать про таких людей, и вначале Изабелла нравилась мне, но вскоре ее образ потух для меня. Все-таки приходится признать, что он немного перемудрил с ней, создал слишком сложным образ для понимания, хотя некоторые вещи были именно для меня, а другие я вообще с трудом понимала. Возможно, я просто слишком молода, чтобы понять все о чем писал Ремарк почти в 60 лет.
    Хотя опять же могу сама с собой поспорить основываясь на его же цитате:


    — А вы не думаете, что, пожалуй, еще слишком молоды для подобных суждений?
    — Верно, а вы не находите, что ставить человеку в вину его молодость — самое неубедительное возражение, какое можно придумать?! Других у вас нет?

    Немного иначе у меня пошел образ другой девушки. Герда Шнейдер - гимнастка, артистка цирка, которая сначала произвела на меня хорошее впечатление, как искренняя и понимающая девушка, но вскоре превратилась в обычную девицу, которая предпочитает деньги и удобства в жизни. И бедного, но красивого и молодого Людвига покидает в пользу скупца и лизоблюда Эдуарда Кноблоха.

    Возможно, во мне говорит моя честная натура. Ведь я обычная 20-девушка из обычной семьи, которая надеется на успех в будущем. И не стану врать, тоже надеюсь встретить богатого принца, который решит все мои проблемы. но вот в реальности я часто задаюсь вопросом "Смогу ли я уступить от своих принципов и продать себя ради роскошной жизни в действительности?" Сейчас я говорю - нет. О таком я могу только думать, позволяя своей плохой стороне ненадолго брать вверх над хорошей. Но во мне готовит молодость, неопытность и гордость. Как у Людвига, что является еще одним огромным плюсов в книге - к главному герою я испытывала невероятную симпатию, потому что будто в зеркало глядела.

    И вот получается, что женские образы вызвали у меня негативные чувства, в то время как главный герой получал всю мою симпатию. Но это не минус Ремарка, а лишь собственное восприятие персонажей.

    Например, Лиза, которая даже хуже Герды и Изабеллы вызывала у меня истинную потеху и улыбку и никакой неприязни...возможно от того, что не имела дела с Людвигом, а может из-за схожести с Мэрилин Монро. Вот каждый раз, когда ее имя появлялась на страницах книги, перед глазами всплывало именно Монро, а ненавидеть истинную сексуальность и шарм я не могу.

    Несмотря на неудачи на любовном фронте, где и земная и небесная форма любви заканчиваются расставанием - чтение об этом доставило мне истинное удовольствие. А эти фразы Ремарка, которые произносят герои: такие философские, романтические, немного непонятные и сумбурные в стенах психбольницы с Изабеллой и такие практичные, жестокие,реалистические, как при мимолетных свиданиях с Гердой. Эти девушки действительно противоположности и объединяло их только одно - Людвиг.


    В полночь вселенная пахнет звездами.

    Стань богаче других, если тебя злит их богатство.

    Уже этими строками можно охарактеризовать натуру каждой из девушек. Одна заставляет тебя окунуться в поэтичность и философствование и приоткрыть дверцу бессмысленного и необъяснимого, а другая - посмотреть правде в глаза и задуматься о собственных возможностях

    Но в этом и прелесть книги.

    Мне было интересно читать даже экономические моменты, где обсуждали инфляции, спекулирование, процесс "покупки-продажи", хотя я человек творческий, которому совсем чужды экономические штучки.
    Я даже взяла на заметку советы о том, как нужно правильно делать деньги. Вот еще одна истина Ремарка:


    ...честно и скромно жили и трудились и потому, разумеется, ничего не достигли.

    Эта книга одна большая энциклопедия о любви, о дружбе, о деньгах, о вере, о смысле жизни. Именно о том, что волнует молодых людей наподобие Людвига.

    Я смущалась в тех же моментах, где и он. Например, в разговорах с Гердой, где он понимает свою бедность, а она не ставит этого ему в упрек, а лишь поучает как опытный банкир. Это и злило и смущало одновременно. Потому что я и есть Людвиг, только девушка, только с Украины, только с 21 века. А ведь эти отличия так мало значат.

    Люди может и меняются, а вот чувства остаются всегда прежними, поэтому и проблемы, которые описываются в книге такие знакомые, несмотря на то, что события в книге описаны почти сто лет назад. Думаю, и через столько же будут оставаться актуальными. Хотя с другом стороны это оказывает, что мы никак не приблизились к тому, к чему стремимся или о несправедливости и бессмыслие мира.

    С другой стороны Ремарк не показывает своего собственного отношения к героям, поэтому я не знаю хорошо ли быть такой, как Людвиг, или нужно это побороть, поскольку такие как он не могут выживать в нашем жестоком мире.


    Любовь не знает гордости. Но я боюсь, что ты даже помочиться не можешь без мировоззрения.

    Возвышенность натуры или жесткий реализм? Этот вопрос так и остается открытым и каждый сам должен найти свой ответ прочитав эту книгу. Кажется, что сам Ремарк искал ответ на этот вопрос. Нашел ли он? Предполагаю для этого стоит прочитать все его книги, чтобы понять это.

    Знаете, я еще до того, как начала начинать чтение, почему-то была уверена, что это будет как раз для меня. И не потому что это проверенный Ремарка, а само название кричало о родстве душ. И это было правильным предсказанием.

    В книге столько множество занимательных моментов. Во-первых, печальные и искренне затруднительные разговоры с Изабеллой. Я помню, когда читала эпизод про зеркала, где она так дотошно расспрашивает у героя об их сущности и куда девается наше отражение, когда нас нет. И даже я, после этого эпизода отложила книгу и, подойдя к зеркалу, размышляла над таким поэтическим вопросом, который вроде бы давно наукой изучен, но романтик во мне на время забыл об этом. Вот что я называю умением писать - заставлять своих читателей задумываться над написанным.


    • А как же можно пить луну, Изабелла?
    • С водой. Очень просто. У нее вкус опала. Сначала ее даже не очень ощущаешь, только потом чувствуешь, как она начинает в тебе поблескивать.

      Есть в этих разговорах нечто готическое, трагическое и сентиментальное, что заставляет трепетать душу.

      Во-вторых, такие колкое и дерзкое отношение Ремарка в церкви, которое он передает через диалоги Людвига с пастором Бодендиком. Просто...гениально. Не знаю, как еще описать это. Стоит только удивляться и завидовать мастерству автора. А то, что он позволяет произнести устами неуравновешенной Изабеллы? С одной стороны она больна, поэтому логично думать что она говорит ерунду, но с другой - отчего же в этой "ерунде" столько правды?


    -Почему все люди не могут просто быть счастливы, Рудольф?
    -Этого я не знаю. Может быть, потому, что тогда Господу Богу было бы скучно.
    -Нет. Не поэтому.
    -А почему же?
    -Потому что боится.
    -Боится? Чего же?
    -Если бы все были счастливы, никакой Бог не был бы нужен.

    Но при этом и упрекнуть Ремарка в атеизме, например, нельзя, поскольку эти слова сложены в уста той, кто сама не знает что говорит. Очень умный ход. Это доказывает что он был еще и отличным логиком.

    Но, несмотря на немного иную атмосферу, отличимую от других книг Ремарка, где один из главных героев обязательно умрет, мы все-таки чувствует уже знакомую безысходность. Последней маленькой главой он заставляет забыть о предыдущих 25, и действительно оплакать героев, когда мы узнаем, что большинство погибает во время Второй мировой и событий связанных с ней.

    А судьбе героя автор молчит... Хотя думаю о его судьбе можно прочитать в других книгах Ремарка… потому что у него один главный герой - он сам, только меняет имена из книги в книгу. И это удивительно. И думаю, я бы смогла узнать идеалиста Людвига в уже зрелом равнодушном и циничном Равике, который убеждён в том, что "один из двоих всегда бросает другого. Вопрос в том, кто кого опередит".

    Думаю, Ремарк был очень одиноким, несмотря на всех своих женщин и друзей, также как и Людвиг. Хотя в книге прописаны хорошие мужские персонажи, которых можно действительно назвать и друзьями и товарищами главного героя - Георг, Вилли, Валентин, Отто, Вацик и другие.

    Я действительно могу еще многое написать об книге, настолько глубоко она меня задела и потрясла, но все мои слова кажутся такими ничтожными в сравнении с прозой Ремарка. Поэтому закончить стоит его же словами:

    - Разве вы не знаете, каковы три самые большие драгоценности нашей жизни?
    – Откуда же я могу знать, господин обер-прокурор, если я и самой жизни-то не видел?
    – Добродетель, юность и наивность! – безапелляционно заявляет Георг. – Если их утратишь, то уж безвозвратно! А что на свете безнадежнее многоопытности, старости и холодного рассудка?
    – Бедность, болезнь и одиночество, – отзываюсь я и становлюсь вольно.
    – Это только другие названия для опыта, старости и заблуждений ума.

    12
    52