Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Абсолютист

Джон Бойн

  • Аватар пользователя
    memory_cell18 июля 2014 г.

    Отмечу сразу: «Абсолютист» меня здорово зацепил.
    Нечасто писатель решается затронуть две трудные темы сразу: «отказ брать в руки оружие по убеждениям совести» (термин «пацифизм» здесь все-таки не подходит, а нужного я не знаю) и «влечение к индивидам своего пола» (иначе говоря, «гомосексуализм»).
    Тема первая – отказ.
    Отказ брать в руки оружие для военнообязанного мужчины до сих пор является уголовно наказуемым деянием во многих странах.
    Хотя ООН, ОБСЕ и ЕС считают отказ от воинской службы по убеждениям совести одним из основных прав человека.
    Но это - сейчас, и это – в мирное время.
    Отказ от службы в армии по морально-этическим соображениям в Великобритании к началу Первой мировой войны был узаконен. Альтернативой могла быть работа на ферме, или должность санитара (средний срок жизни на поле боя - десять минут, до первой снайперской пули), или просто тюрьма. За «отказ» непосредственно на поле боя полагался расстрел.


    «Империи нужны мужчины!
    Австралия, Канада, Индия, Новая Зеландия
    Все откликнитесь на зов.
    Поддерживаемый молодыми львами, старый лев бросает вызов своим врагам.
    Записывайтесь на службу сегодня.»

    Надпись с плаката времен Первой мировой войны

    Как могли относиться к «отказникам» в военное время, если даже не ушедших в армию добровольно причисляли к «Ордену белого пера» - считали трусами?
    А были ли они трусами, эти не "откосившие" и не удравшие мальчики-отказники?

    Тема вторая – гомосексуализм.
    Однополые отношения также до сих пор во многих странах являются уголовным преступлением.
    В Великобритании уголовную ответственность в 1967-м отменили.
    Суд людской молвы не отменит никто и никогда .
    Каково это было - одинокому, забитому мальчишке с ужасом и отчаянием осознать, что тянет его не девочке – красавице, а к лучшему другу? И быть вышвырнутым из семьи с пожеланием смерти.
    Разве он трус, осознавший свою сущность и приговоривший себя к пожизненному одиночеству?
    А второй такой же мальчишка, то бросающийся в омут запретной любви, то жгуче ненавидящий того, кто разделил с ним этот омут? Можно ли судить его за эту двойственность?

    Тема главная – нетерпимость.
    Если абсолютизм – это утверждение неких непогрешимых и бескомпромиссных норм, то нетерпимость – его вечная спутница.
    Нетерпимость судит и приговаривает без законов и права на защиту.
    Можно отменить статью в уголовном кодексе, но как отменить людскую страсть к навешиванию бирок и травле «белых ворон», будь они хоть отказниками, хоть геями, хоть кем-то еще непохожим?
    Хочется, верить что “градус" нетерпимости в мире все-же снижается.
    Так хочется верить…

    35
    288