Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    MartyStu18 декабря 2023 г.

    "Время слепо, а человек невежественен"

    Произведение, конечно, глобального масштаба, крупного калибра, охватывающее жителей Франции XV века и, в частности, Собор Парижской Богоматери, который является главным героем романа, все остальные - второстепенные, но не по значимости. Они помогают четче и яснее понять обстановку, характеры, взаимоотношения и культуру - все, что бытовало в то время.

    Не буду вдаваться в подробности сюжета. Просто хочется высказаться о мыслях, которые пришли в голову после прочтения.
    Я был уверен, что положительных героев будет немного, но чтобы совсем никто... Даже, казалось бы, Собор - весь такой величественный, стройный, красивый, "одухотворенный". Но и он несовершенен, так как включает в себя не только солянку стилей и эпох в общих чертах описания (сам автор целую главу на это выделил), но и "включает", принимает, держит и оберегает в себе людей, которые и имеют, и не имеют право быть защищенными. Нотер-Дам был и соучастником убийств, и нейтральным зрителем.
    Отдаю должное Виктору Гюго за то, что он так мастерски описывает персонажей, хоть и с нотками абсурда и иронией в некоторых местах. Про сам Собор я вообще молчу. Читаешь, а воображение рисует его в полный рост: со всеми его вычурными изгибами, капителями, балюстрадами, куполами, звонами колоколов, готическими надстройками, черепицей и множеством подобных красивых глазу частей, объектов. Он, как любимый мне Лермонтов, изобилует антитезами не только в качествах героев, но и в лирических и повествовательных эпизодах: преданность - предательство, красота - уродство, площадь Двора чудес - покои Людовика XI.

    После прочтения даже остаются двойственные чувства. Жалеешь всех, но осуждаешь каждого. Чувствуешь, что хочешь помочь, но и понимаешь, что они уже "неспасибельные". Зато живые, даже реальные. Таких можно встретить в жизни. Надеюсь, что не мне одному очень редко.
    Самый реальный, на мой субъективный взгляд, это Феб де Шатопер - среднестатистический молодой человек, работающий на кого-то... жаждущий праздности, развлечений, сибаритства, исключающий "все" серьезное, не совершающий великих подвигов. Он не плохой, не герой-спаситель. Он никакой. Но в тоже время самый "живой".

    Гвоздем обескураживания в крышку гроба моего понимания забил Жеан Фролло. Ну черт, а не ребенок. Им автор разбавлял даже самые мрачных описания. Ох, эти его экивоки.... особенно с женщинами... Хотя через его бредни прямо-таки льется истина. Балагур, трубадур и дурак. Воплощение архетипа Трикстера у Юнга или Шута у Пирсона, как мне показалось. Да что говорить, если он даже в мультике диснеевском был одет в клоунскую робу...

    P.S. Я меломан, люблю музыку и часто ее слушаю. На просторах ютуба наткнулся на мюзикл 1998 года "Нотер-Дам де Пари". Кликнул и прослушал эпизод с Гренгуаром, который пел про "Прошла эпоха соборов... человек возжелал подняться к звездам, написав свою историю...", естественно, с русскими сабжами. Испытал прям-таки декламативный оргазм (Эх... это все влияние шуток Жеана, чтоб его!). Как Гюго был мотивирован написать роман тем, чтобы спасти Собор, так и я был мотивирован прочитать этот шедевр после прослушивания мюзикла.

    7
    479