Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отверженные

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним18 декабря 2023 г.

    Дело в том, что за плечами от корки до корки прочитанный пятитомник "Отверженных", а в сердце - внятный след.

    Сейчас хочется уснуть надолго, чтобы всё переварить и ещё раз, совсем глубоко пережить. Не все слова доходили до сердца, бывало, просто застревали в дыхательных путях..

    После этой книги, я, конечно, изменилась.

    Мудрый человек, с великим даром писателя, рассказал мне о том, о чем я не думала, разуверил во многих "истинах", навел на путь, наоборот перепутал, иногда кричал, реже - молчал.

    Всегда держал за руку, всегда говорил куда-то высоко в небо, а казалось, что в самое сердце.

    Спасибо.

    Гюго сделал всё возможное, чтобы жить вечно и наполнить свою вечность преданностью и любовью тех, кто будет читать его книги.

    У меня есть шанс немножечко продлить эту бесконечность - рассказать Вам, друзья, об этом кладе.

    Прежде чем читать, забудьте о том, кто вы есть. Снимите с себя все одежды, оторвите карманы и откройте ладони.

    В "Отверженных" нет чудачеств, но есть одна-единственная роскошь - чистота, и автор рассказывает нам о сложных судьбах, разложенных в непростую мозаику чувств и эмоций.

    В романе нет Единого настроения, нет Единой музыки и цвета.. одно сменяется другим.. Но, несмотря на то, что количество идей и мыслей автора так велико, одна главная тема красной нитью пронизывает все произведение - предназначение Человека в жизни.

    Сложно найти того, кто не почерпнет здесь ответы на давно волнующие вопросы, кто не заинтересуется историей Франции, кто не захочет в Париж, прогуляться по воспетым местам: Жаворонково поле, Люксембурский сад, улица Плюме, Шанврери, Сен-Лу, кто не расплескается, кто хотя бы разок не задумается, насколько может быть велика и низка наша жизнь, а главное сколько много есть в наших руках - все ключи.

    Но люди часто боятся самих себя, возвеличивают, сами того не понимая, предрассудки и пороки, взращивают в себе невежество, леность. А ведь "У ног человека всегда то, что можно возделывать и собирать; над головой - то, что можно обдумывать и изучать. Немного цветов на земле и все звезды на небе"

    Как много здесь уроков раскаяния, культа красоты, священной гармонии, мучений совести, избытка импровизации, иногда есть вино, реже самодельные свирели и каменные глыбы, практически никогда - плотское вожделение.

    Гюго стал мне учителем и, счастье, если вы тоже откроете ему свои двери.

    Он рассказал мне про счастье быть слепым, "слушать шелест платья, ощущать шум крыльев". Научил находить в небе человеческую душу и в душе целое небо, не отдавать себе отчет в чувствах и искать внутреннего ослепления во встречах с великими светлыми душами. Поведал о театрах и салонах Парижа XIX века, о его клоаке, и множестве бездомных сирот, о великой битве при Ватерлоо и о гражданский баррикадах на улицах, где кричали "За Республику!", но в большинстве своём он говорил о Людях. О том, как они самоутверждаются, самоотвергаясь, как достигают гармонии, обнажая материальную изнанку своей жизни, спасаясь в духовном.

    А кто такие эти отверженные?

    Да! Это развращенные.

    Да! Безнравственные.

    Да! Грубые, омерзительные, смердящие, падающие..

    НО! Не всегда падшие.

    До определенной грани, человек ещё может устоять на ногах. Он не опустится ниже, он сделает усилие над собой, его милосердие, свет внутри, вытащат его. И если душа не доступна страху, не знает растерянности, если живо мышление и вера в мечты, если истина - пища, подобная хлебу, то душа не умрёт от жажды света!

    Гюго не остановился ни на секунду перед описанием самого сложного жизненного явления и подарил мне ещё большую уверенность в Моей Любви. Он рассказал о самом великом могуществе ЛЮБВИ и о силе её посланий, которые преданно выполняет природа:пение птиц, аромат цветов, детский смех, солнечный свет, вздохи ветра, звездные лучи, весь мир - всё служит тому, чтобы в мире царила любовь.

    Под конец книги в небесах "пошел мор на белых бабочек", а рассаженные в шахматном порядке деревья пьянели от полуденного солнца, тянули друг к другу ветки, искали объятий, щебетали пеночки в кленовой листве, дятлы лазали по стволам каштанов, горделивые лилии разносили божественный аромат белизны, а гвоздики дурманили пряностью.

    На заднем плане влюбленные безжалостно повторяли друг другу "Ангел", а сам автор очень тихо и спокойно говорил со мной о счастье, о долге, совести, о том как неотвратимо невозможное, и как важно предвидеть непредвиденное.

    Он почти шептал, что "Умереть - не страшно, страшно - не жить."

    4
    181