Рецензия на книгу
Отец Горио
Оноре Бальзак
Аноним15 июля 2014 г.На самом деле я не горела желанием читать эту книгу. Я страстно люблю Францию, но с французской литературой у меня отношения как-то не складываются. Они пошловата для меня, ну или слишком свободолюбива и полна свободных европейских мыслей... Меня к такому русская классика не подготовила. Тем более отталкивающим было то, что это классика, а с классикой у меня не самые простые отношения. Я не уверена, что добралась бы до конца этой книги, если бы читала её сама, а не слушала в аудио версии. Единственной причиной покупки бумажной книги стало то, что я всё равно ее прочитаю, а это как бы Бальзак, нечто, что по моему мнение, должно быть в личной библиотеке, что-то такое мунументальное, серьёзное... Похвастаться я короче захотела, что я такая умняша и читаю Бальзака.
Не скрою, что парочку раз я засыпала, слушая эту книгу. Начитка мне не сильно понравилась, раз, а два - я засыпала в те дни, когда меня будили ни свет ни заря для поездок в столицу.
В начале книги автор говорит, что только парижане поймут. Может от этого я не сильно поняла? Хотя скорее меня просто не поразило, но смысл я поняла. К сожалению.
Ведь эта книга далеко не о бедном папаше Горио, и даже не о молодом эжене, а о Париже, как неком обителе разврата, горя, бесчувствия и черствости, где балом правят связи, положение в обществе и деньги, а не искренние эмоции. Я не привыкла к такой черствой литературе, в том смысле черствой, что герои все, или почти все, такие расчетливые и бесчувственные. У нас же классические произведения какие? Все любят, никто или почти никто, не изменяет, все берегут честь с молоду или хотя бы пытаются, никто или почти никто так открыто не спекулирует деньгами... Неужели Париж был так развратен ещё тогда, в девятнадцатом веке? Как такой красивый город может быть таким? Как люди,живущие в самом красивом, по моему скромному мнению, городе мира, могут быть столь черствы, бездушны и расчетливы? Они должны ходить по улицам с благоговением, что им повезло родиться или перебраться в столь прекрасное место, наслаждаться берегми Сены и милыми кафешками, проходить по улицам, рассматривая причудливые и разнообразные решетки на окнах, а не бегать каждый несколко страниц к ростовщикам.
И ещё мне не понравилось то, что Эжен не женился, пусть и из меркантильных целей, на прекрасной и доброй девушке. Я считаю, что он был бы с ней счастлив. Надеюсь, это не спойлер.
Но эта книга посвящена не Эжену, а Горио, несмотря на то, что Эжену и отведено довольно много действия. Это не история любви, вернее не история обычных влюбленных: книга посвящена любви отца к своим дочерям. В начале мне показалось, что главный герой всё же Эжен, и что Бальзак будет рассказывать нам историю "Милого друга", но это не так. Молодой Растеньяк не Дюруа. В герое Бальзака есть совесть, сочувствие, здравый смысл, любовь к ближнему. Но молодой человек предпочёл свет, хоть и не отдался ему всё своё сердце.
А Горио... Ему столько врали, столько им пользовались, а потом выкинули и покинули, как старую ненужную игрушку. Слишком жестокие нравы для таких впечатлительных как я. Самое чувственное в романе это последние, предсмертные монологи Горио. Они такие импульсивные, чувственные... Хоть и немного всё-таки не искренни, а вернее сказанные в полубезсознательном состоянии, когда белая пелена уже опутывает тело, голову и дух...
Почти всё повествование папаша Горио представлялся мне омёбным, мягкотелым, а истинные характер и настоящее понимание своей ситуации он показывает только в бреду. Но я не могу назвать его понравившимся персонажем: он до безумия, действительного безумия, любит своих дочерей, а мне кажется, что это уже что-то нездоровое, он на столько амёбен в обществе, что представляется неразвитым больным, а его воспитание детей. Я считаю, что несмотря на то, что дочери действительно виноваты сами, и что их сердца, действительно, правильнее было бы назвать камнями, это вина и их родителя. Он не воспитал их правильно, а в старости поплатился за это. Возможно цена высока, но его избалованым дочерям ещё предстоит проплакать не одну ночь, ощущая ошибки его системы воспитания и собственную избалованность.
Много внимание Бальзак уделил свету: его черствости и тому, как "сильна" дружба и любовь в высшем обществе. Как лучшая подруга держит кинжал за спиной и всегда готова прибежать на плохие известия для лучшей подруги, а любовники в то время, сбегают от барышень, забрав их деньги и драгоценности илм заключая браки с "выгоднями партиями". Бальзак рисует омерзительный Париж: с одной стороны бедность, грязь, глупость, невежество, страх и алчность, а с другой - красивая картинка, золото, серебро, бриллианты и столь же сильно прогнившая натура, если не ещё сильнее, чем в низших слоях. Выходит, парижане могут быть такими же нечестными, чёрствыми, тупыми, алчными и гадкими, сколь прекрасен их город.787