Рецензия на книгу
Оболочка зеро
Анастасия Иванова
Аноним10 декабря 2023 г.Прелестный постмодернизм!
Я всегда недоумевала, почему авторам фантастики обязательно нужно окукливаться в своём жанре, запираясь от живой литературной традиции. И «Оболочка зеро» — просто господи, наконец-то!
Но если можно совместить фантастику и постмодернизм (т. е. написать сразу и то, и другое, и это супер), то можно и застрять между жанрами (ну, это не жанры, но назовём так), т. е. написать ни то ни сё, и это не очень. Я не совсем уверена, что же получилось с этим текстом.
Возможно, один из признаков замшелой фантастики, запертой внутри жанра, это неактуальность сюжета для реального мира, невозможность провести параллели. Что мы здесь имеем? Характерное для Пелевина «а что если наша реальность никакая не реальность, а чья-то выдумка» — это вполне себе вопрос для каждого. Но вопрос не очень острый, моментально встречающий: «Ну и что с того»? В «Оболочке зеро» вывод предлагается такой: каждый сам творит свою реальность, всё, что ты можешь представить, существует. И вот это классно работает для описанного в книге мира. А для нашего — не очень. Хотя есть множество изречений типа «каждый сам творец своего чего-нибудь» и т. п. — но если тебя похитили какие-нибудь бандиты — нет, ты не можешь отрастить крылья и улететь. То есть для читателя идея «вообрази что угодно и так и будет» не имеет ценности, она не работает.
Правда, героиню похитили не бандиты (хотя и это тоже, но я о другом случае). Она просто попала в такую реальность, которая, вообще-то, много кому может понравиться, ничего прям ужасного там нет. Но героине — не нравится. И Нео выбирает синюю таблетку, потому что ему дали возможность сначала посмотреть на реальный мир, сравнить его с матрицей и уж тогда решить — и он решил, что матрица ему нравится больше.
– Свобода выбора – штука отличная, но не самоценная. Она для того и нужна, чтобы от неё можно было отказаться ради чего-то, что тебе по душе. – Женщина снова щёлкнула, и всё – обе лодки, река – вернулось на свои места. Энни покачнулась, ловя равновесие. – Я вот рыбачить люблю.
И вот это уже круто. Это повод для человека из реального мира задуматься о многих вещах, вплоть до того, что большинство людей не выносят неоднозначности и неопределённости реального мира и с головой ныряют в какие-нибудь убеждения, позволяющие во всю глотку орать: «Наши молодцы, а враги козлы!», и упорно не замечают многочисленных противоречий и несостыковок.
Но мне всё-таки хотелось бы, чтобы в этом тексте был более ощутимый перевес в сторону, ну, как это назвать, интеллектуальной прозы? Не в смысле убрать приключений, ни в коем случае, а в смысле наоборот чего-то добавить. И первое, что стоило бы сделать, это более тщательно его отредактировать. (А то и добавить художественности, хотя написано неплохо, но при таких параллелях с Пелевиным приходится отметить, что стиль не дотягивает.) Но характерной особенностью этой истории останется лёгкость, все эти вопросы о том, что же там на самом деле, героев вовсе не тяготят, им всё прикольно и немного безумно.
Нашла, что в серии «Звёзды научной фантастики. Русская линия» пока никого кроме Анастасии Ивановой нет, но есть просто «Звёзды научной фантастики» с зарубежными авторами. Ох, ну я не знаю, какую аудиторию они рассчитывают собрать.
Обязательно ознакомлюсь с другой книгой автора.
353