Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Демиан

Герман Гессе

  • Аватар пользователя
    AntonKopach-Bystryanskiy7 декабря 2023 г.

    когда взросление становится путешествием в мир юнгианских архетипов

    В оригинале книга называется «Демиан: История юности, написанная Эмилем Синклером». Это частью автобиографический роман, вышедший в 1919 году, когда Гессе пережил смерть отца и тяжёлую болезнь жены, наложившиеся на Первую мировую, проходил сеансы психотерапии у психолога — последователя и ученика Карла Густава Юнга. И эта тень Юнга ощущается за каждым поворотом сюжета и всплывающим символом в тексте.


    «Хотеть можно только себя, только своей судьбы»


    Всё это надо учитывать, приступая к чтению данного романа, потому что этот текст наполнен не только событиями из жизни главного персонажа, но и многими философскими размышлениями и психологическими рефлексиями. Перед нами история школьника, потом гимназиста и в самом конце студента Эмиля Синклера, который воспитывается в консервативной христианской семье, где чётко разграничены добро и зло, запретное и дозволенное.

    Синклер проходит различные стадии взросления. Вначале его шантажирует доминирующий в их школьной компании хулиган, так что герою приходится воровать деньги, чтобы отдавать их. Детский мир домашнего тепла и уюта рушится, и стирается чёткая граница между "светлым миром", где он до сих пор жил, и "тёмным миром", где обитают бандиты, слухи и скандалы, мир улицы.

    Потом в классе появляется новичок Макс Демиан, задумчивый загадочный подросток, который старше не только по возрасту, но и по духовно-психологическому уровню. Эта встреча сильно повлияла на дальнейшую жизнь героя. Начиная с рассуждений о символе, который выгравирован над входом в дом Эмиля, с разговоров во время подготовки к конфирмации, влияние Демиана всё возрастает, его мысли становятся семенами, которые дадут потом всходы в мировоззрении главного героя.

    Особо хочется отметить пересказ и интерпретацию библейской истории про Каина и Авеля, где "печать Каина" — это отнюдь не знак чего-то плохого или позорного, не "клеймо преступления", а то, как остальное общество отмечает людей особенных, способных преступить рамки норм и правил.


    «Когда мы ненавидим кого-то, мы ненавидим в его образе то, что сидит в нас самих. То, чего нет в нас самих, нас не трогает»

    Если вначале читателю кажется, что перед ним типичный роман взросления, схожий с теми классическими из 19 века (с романами Диккенса или немецкого Просвещения), то по ходу чтения роман раскрывается со своей философско-мистической стороны, порой мрачной и пророческой.

    Роман полон символами. Например, птица, которая вылупляется из своего яйца и разрушает скорлупу прежнего мира — это трансформация Эмиля, преодолевающего противоречия веры и сомнений, душевных устремлений и плотских инстинктов, строгих догм и внезапных откровений. Но ещё это символ мира, который разрушится войной, это ожидание нового мира, где человек сможет выйти из рамок прежних мировоззрений, наконец сможет достичь некой цельности.

    Роман Гессе меня захватил и заставил вспомнить мои душевные терзания и поиски. Демиан выступает здесь неким духом искусителем, который позволяет герою покуситься на большее, нежели то, что происходит с обычным немецким бюргером. В романе появляется не состоявшийся богослов, который начал изучать древние религии и их символику, потом появляется мать Демиана с символическим именем Ева, которая приходила ранее в видениях Эмиля, соединяя архетип мужской души с архетипом женской души (и в этом образе герой видел самого себя).

    Этот роман, конечно, является примером глубокой психологической интеллектуальной прозы. Поэтому неподготовленному читателю будет непросто читать, но если вы осмелитесь, то получите массу удовольствия. Я вспоминал времена, когда юноши и девушки читали Ницше и Кастанеду, увлекались Фрейдом и Юнгом, потом жизнь брала своё. В какой-то мере ностальгический роман... А ещё тут куча цитат, над которыми хочется размышлять. Мне кажется, что этот роман сейчас пришелся бы кстати молодому поколению, которое не хочет жить и идти старыми проторенными путями...

    23
    1,1K