Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жилец

Роланд Топор

  • Аватар пользователя
    Аноним5 декабря 2023 г.

    Когда долго живёшь в общежитиях или коммунальных квартирах, начинаешь помимо эстетики впитывать и неотвратимый чёрный сюрреализм подобных мест.

    В романе Топора "ЖИЛЕЦ" (одного из лучших, на мой взгляд, романов XX века) заурядный клерк оказывается центральной фигурой в пучине квартирных чёрных абсурдов. Сначала он узнает, что бывшая жиличка выпрыгнула из окна. Даже навещает её, замечая, во время скорбного крика несчастной, что в ряду её зубов не хватает одного резца.

    Этот резец он потом найдёт в своей стене, в стене той квартиры, которую ему удалось с таким трудом найти и арендовать. Трелковский, именно так зовут главного героя, которого порой пытаются уличить в русском происхождении, постоянно шумит. Точнее, это его соседи полагают, что Трелковский шумит.

    Он начинает жить тише, ведь съезжать глупо: денег нет, а жилье найти трудно. Это бы ещё ничего, если бы вся жизнь Трелковского не превратилась в поступательное превращение в женщину, бывшую жиличку.

    Он уже пьёт горячий шоколад вместо кофе в ресторанчике у дома. В ресторанчике привыкли ко вкусам бывшей жилички, а Трелковский как раз даже сел на то место, где обычно сидела она. И его любимых сигарет также не оказалось, но оказались те, что любила курить покойная.

    И все, что происходит вокруг, словно один большой заговор, делающий Трелковского новой жертвой.

    И в заговоре участвуют все жильцы дома, где он снимает квартиру. В итоге Трелковский решает превратиться в женщину самостоятельно после того, как однажды просыпается у себя в квартире ловко накрашенным, не понимая и не помня, как такое могло с ним произойти. После вечера метаморфоз, где он разодетый и на каблуках подражает женскому голосу, Трелковский просыпается наутро с уверенным вкусом крови во рту. Подходя к зеркалу, Трелковский обнаруживает, что у него нет одного из резцов.

    Содержит спойлеры
    6
    388