Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отцы и дети

Иван Тургенев

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июля 2014 г.

    В одном из писем Тургенев прямо заявлял:


    «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью <...> – я виноват и не достиг своей цели.»

    Показать в Базарове его человеческую привлекательность входило в задачу писателя. Но эта рецензия не о Базарове, потому что я так и не поняла нравится он мне или нет.
    Перечитав роман я убедилась, что он является одним из самых трудных для анализа произведений в школьной практике, в школе мне так и не удалось разобраться в нём до конца.
    Классическая советская трактовка проблематики романа как столкновение разночинца-демократа с либералами-консерваторами до сих пор довлеет над всеми школьными разборами этого произведения. Дети по-прежнему заучивают по интернетовским сборникам сочинений, что сюжет романа – «постоянные споры» или череда споров Базарова с Павлом Петровичем.
    Как мне кажется, в романе представлен целый перечень конфликтов: это и вечный конфликт поколений, когда молодость хочет любой ценой доказать свою самостоятельность и самобытность и одновременно покрасоваться перед зрелостью своими достижениями, и проблема взаимоотношений между поколениями в переломный исторический момент, когда обостряются вечные и относительно легко разрешимые в эпоху стабильности психологические конфликты.
    Кроме того, автор ставил перед собой задачу развенчания конкретного идеологического течения, при этом заставляя читателя посмотреть на мир глазами своего героя, глубоко прочувствовав его мировоззренческие установки.
    Роман заставил меня еще раз подумать о причинах конфликтов между поколениями и способах их разрешения. В процессе неторопливой беседы с собой и окружающими выясняется, что дети имеют представление о нескольких причинах проблемы взаимоотношения между поколениями. Сначала говорят, что родители (они, конечно, виноваты всегда) злоупотребляют властью, стремясь навязать свою точку зрения и не объясняя ее рационально. Детей раздражают постоянные ссылки на жизненный опыт, который приобретался в других экономических и политических условиях. Затем обязательно выходим на привычку многих родителей навязывать детям собственные несбывшиеся мечты – сколько детей, например, мучаются за фортепиано только потому, что их родители так и не добились успеха в музыкальной школе! Больше всего приходится слышать жалобы на постоянный контроль под разными благовидными предлогами (вспомним, как Николай Петрович приезжал к Аркадию в Петербург и знакомился с его друзьями). Но мне хочется подвести всех к мысли об ответственности детей перед родителями и собой. Почему, например, мы считаем себя вправе говорить своим родителям то, что не рискнем сказать своим друзьям? Почему мы не задумываемся, что тоже можем их чему-нибудь научить? Наконец, от понимания точки зрения родителей можно прийти к пониманию точки зрения любого человека, чьи взгляды нам не нравятся. Так осторожно я подвожу к мысли о том, что конфликт между поколениями не является неразрешимым сам по себе. Как всегда «главное только захотеть».

    6
    501