Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

S. N. U. F. F.

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним7 июля 2014 г.

    Возможно, самое странное, нетипичное из всего, что я читал у ПВО.
    Во-первых, сам сеттинг: дело здесь происходит в будущем. Однако достаточно быстро становится видно, что в тех далёких странах зашифрован современный мир: Биг Биз как Бездуховный™ Запад© и Уркаина как страна особой духовности. Для чего тогда стоило переносить действие из традиционной для книг Пелевина пост-перестроечной России в какое-то далёкое будущее? В этом будущем можно развернуться и довести общественные пороки до полного абсурда, высмеивая реальность гротеском. Гедонистический Запад, с одной стороны, зациклен на деньгах и, несмотря на высокотехнологичность, все сидят в кредитах, работая в поте лица. С другой стороны, здесь процветает ханжество и возраст полового согласия установлен в районе… Сорока с чем-то лет (спасибо феминистическому лобби!).
    По азиатской Уркаине автор тоже весьма безжалостно проходится, высмеиваю косность, недалёкость и агрессивность её обитателей; украми-урками-орками их прозвали явно не зря (забавно, что эта страна является отсылкой не только к современной РФ, но и к Уркаине; как минимум из-за происхождения языка Уркаины).
    В целом, конечно, число отсылок к тем или иным событиям настоящего просто потрясает: один этот диалог чего стоит:


    — И потом, - продолжал он, — чего хорошего нетерпилой быть? Ихние басурмангеры ещё ладно, умные люди. А вот наши, которые из Желтой Зоны – самое говно и вонь. Один недавно открытие сделал. Уркаина, мол, крытоколония Биг Биза.
    — Криптоколония, — неожиданно для себя поправил Грым.
    — Во-во, я и говорю. Они, мол, через то нами управляют, что одному дают натыренное спрятать, а другому нет. Тыще лет не прошло, как допёрло до мужика. Где они только траву такую берут?»

    И, во-вторых, области философии, над которыми размышляет главный герой… Значительно отличаются от тех, которые обычно затрагиваются у Пелевина. Здесь нет никаких отсылок к восточной культуре (разве что у орков, «Дао Песдын»), никаких легенд про вампиров. Дамилола ломает себе голову над вопросами искусственного интеллекта и выясняет, не является ли его подруга философским зомби (она, в свою очередь, весьма убедительно доказывает, что она — не более зомби, чем он), пытается понять, что им движет и кто он вообще такой: пожалуйста, экзистенциализм. Надо признаться, это в определённой степени впечатляет. Как-то эти идеи, эти переживания кажутся ближе, нежели всякие вот эти вот мистические опыты с богинями Иштар.
    Ну и, конечно, концовка, в которой, вроде бы, происходит то же, что и в концовках остальных произведений ПВО, но… Кое-что не совсем так.

    8
    161