Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Siddhartha - Bilingual Edition, German & English

Hermann Hesse

  • Аватар пользователя
    Scary_Owlet4 июля 2014 г.

    Я долго пыталась сказать что-нибудь не слишком противоречивое, однако эта книга оставила как раз такое впечатление - что делать? Гессе рассказывает не о буддизме и странно раздвоившемся Гаутаме, не об Индии, не о чём-то конкретном. Зато - о мире вообще, о человеке вообще, о себе самом, растворившемся среди бесконечно многочисленных и слитых в одно составных частей мироздания.
    То появляется, то пропадает неприятное чувство, что тебя учат жить; но дело в том, что, согласно себе самой же, эта книга - как и любая другая - жить никого не научит.

    Пожалуй, стоит признать (и Сиддхартха не открыл здесь Америку), что учение и знание чужих ошибок не мешают нам делать собственные, больше того - избегая повторять чужие дороги, мы будем вынуждены стоять на месте. Но стремясь их, эти пути, повторить - дурные или добрые - загоним себя в тупик, если вообще, опять же, куда-то придём.
    Потому что нет ошибок и нет правильных решений, нет абсолюта доброго и дурного. Ей-богу, эти слова звучат так банально и старо, что даже неловко писать, но тем не менее. Нет никаких, в сущности, критериев оценки того, кто как прожил свою жизнь - во всяком случае, к герою Гессе не приложишь никакого.
    Он хорош, Сиддхартха, своей лёгкостью необыкновенной, своим осознанием без оценок. Voila une belle vie, подобная пению птицы в воздушном потоке! За этим потоком устремились намного позже, через два поколения, сотни и тысячи, стараясь не учиться и не знать, а только чувствовать свою жизнь как течение.

    Впрочем, они тоже следовали неким заветам и чужому пути, а раз так, то правы ли были в своём стремлении? Но правых нет. Зачем тогда они отделили себя от других? А другие - это какие? Какие мы - знающие о том, как надо, но мыслящие совсем иными категориями? Да нет же, так и не надо, ведь "надо" - тоже не существует. А существуют ли тогда долг, честь и порядочность, существуют ли тогда потребности - видимо нет, мы их сами придумали. Уйти-таки в леса? Или можно жить в реальном мире, найдя и не теряя себя самого?

    Поднимите руку, чей мозг ещё не сломан.
    Я чувствую, что это хорошо - столько вопросов, пусть ответов на них нет. Но тяжело и немного грустно задумываться над ними, когда даже не знаешь: стоит ли?
    Ведь и в размышлениях, бывает, не живут, а убегают от жизни.

    4
    23