Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гэм

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июля 2014 г.
    ...ярко и полно живет только тот, кто всем своим существом предается мгновению и живет им так, будто после не будет ничего…

    Следуя этому принципу, старается жить главная героиня романа Гэм. Она наслаждается, смакует, играет этими мгновениями, незначительными деталями обстановки, ощущениями и смутными чаяниями внутри своего эмоционального Я, пытаясь найти смысл своей жизни и смысл жизни человека вообще.
    Кто такая эта Гэм сложно определить: то ли аристократка, то ли богачка, то ли авантюристка, то ли приживалка. А выражаясь современным языком, скорее всего, некая «it-girl» с претензией на яркий ум и бесконечный изнуряющий поиск смысла своей жизни и истинной любви.
    Еще Редъярд Киплинг употребил впервые это «it» по отношению к женщине в своем рассказе «Миссис Батерст» - «Не красота, так сказать, важна, и красивые слова говорить не обязательно. Главное — Это. Бывает, женщина только пройдет по улице, и мужчине ее уже не забыть». Вот это определение Киплинга наиболее верно подходит Гэм: она сводит мужчин с ума уже только своим присутствием. Но никак она не может найти того единственного, а когда ей кажется, что вот Он, случается трагедия, которая, впрочем, не опередила ее духовного разочарования в партнере.
    Противоречивые впечатления оставил этот такой неремарковский роман Ремарка. Действительно, повторю за многими читателями «Гэм», если бы я заранее не знала, что это произведение вышло из-под пера Ремарка, никак бы не догадалась, что это написал он, да и подозрения вызывает посмертное время опубликования – 1997 год. Откуда взялись эти тягучие и нелинейные, а порой нудные и нелогичные философствования по поводу бытия? Да и бытие Гэм совсем не на грани жизни и смерти, голода и бездомности (несмотря на то, что, судя по повествованию, героине явно хотелось бы оказаться перед этой диллемой), поэтому ее метания больше всего напоминают скуку от сытой жизни, которую испытывает нынешняя золотая молодежь, читающая Коэльо, лежа на Мальдивском пляже и потягивая Дайкири в мечтах о захватывающих приключениях или о душеспасительном паломничестве в Сантьяго-де-Компостела.
    Роман насыщен, даже перенасыщен, детальными лирическими описаниями природы и окружающей Гэм обстановки, а также пространными размышлениями о человеческом существовании, которые так и просятся в цитатник, но вот ткань романа они перенасыщают тяжелыми красками, делая чтение мучительно долгим, тягучим.
    Несмотря на минусы, отмеченные мной, основная идея романа не перестает быть яркой и совеременной – женщина, этот бесценный сосуд жизни, не менее мужчины имеет право на поиск смысла жизни, стремится сделать это, жертвует ради этого всем, она ищет страстно, жадно и безрассудно, упиваясь самим поиском и порой забывая о цели.


    Долгое напряжение — вот каков ее путь. Если искать цель, в путь отправляться незачем.
    7
    30