Рецензия на книгу
В разреженном воздухе
Джон Кракауэр
Аноним24 ноября 2023 г.8848 как тест на человечность
Если честно, я никогда не понимала тех, кто увлекается альпинизмом. Даже в юности. Да, я всё понимаю про вызов, про преодоление себя, про красоту гор, и про ощущение единения с природой... Но это всё - рискуя жизнью, здоровьем? В - 40, с ледяным ветром и при недостатке кислорода, отключающем мозг? Ну ладно, в нашем подводном плавании тоже есть похожие риски. Возможно, кому-то столь же непонятные.
Но прочитав книгу американского журналиста Джона Кракауэра, я поймала себя на том, что теперь понимаю этих людей ещё меньше. Потому что если у Герберта Тихи он и его австрийские спутники все-таки самостоятельно покоряли седьмую вершину мира (хотя и в компании кули и шерпов - куда без них!), то у Кракауэра описана буквально толпа народу, которая, мешая друг другу, стоя в очереди (как в магазине), поднимается к заветной высоте. Мечту коммерциализировали давно. Теперь вот даже в космос вполне можно слетать туристом, чего уж говорить о горах? Но она - Джомолунгма, Сагарматха - вряд ли довольна тем, что каждый, скопивший толстую пачку долларов, может теперь подняться на её вершину. И она проверяет тех, кто попытался. Кого-то лишает жизни, кого-то - чести, кого-то - человечности. Потому что кем теперь считать тех, кто проходил мимо умирающего, не оказав помощи? Ну то есть мы-то, конечно, каждого в отдельности сможем оправдать. А вот как им теперь с самими собой? А ведь такие случае не редки были и до того самого мая 1996-го, и множество раз после... В 1998-м, в 2008-м...
И вот как быть с поднявшимися? Считать их героями? Несмотря на то, что с ними каждый раз восхождение совершали шерпы, которые страховали, кормили, носили грузы? И героизм был именно в физическом преодолении собственных сил, и в сосредоточенности на достижении этой заветной высоты - 8848? И несмотря на то, что они проходили мимо умирающих людей? Сложно тут говорить об аморальности, но это как в блокаду... у каждого был свой предел человечности.
Ещё один момент в книге Кракаура очень меня зацепил, и расстроил, помимо этой вот цепочки купивших себе сопровождение и обслуживание людей(( Я, собственно, о том, что они после себя оставляют. Тут вот в лес поедешь, и то потом полмашины чужого мусора вывозишь каждый раз, а там каждый грамм веса, как в космосе, стоит немалых денег. И дорога к вершине оказывается завалена отходами человеческой жизнедеятельности. Какая красота нетронутой природы? Вы о чём? Приходится отдельные экспедиции для вывоза мусора за туристами собирать... И это всё равно романтика?
И совсем трагичное. Трупы. Замёрзшие на пути к вершине или по пути с неё альпинисты, которым не удалось выжить. Те, кого было некому похоронить. Вот я совсем не хочу такой высокогорной романтики... :( У нас в море их хотя бы морские обитатели съели - круговорот питания в природе, а тут - смотри себе... Memento mori
А вот тот момент, который рассердил множество других читателей, про якобы обвинение Букреева - я восприняла совершенно иначе. Мне показалось, что для Кракауэра этот непонятный и малосимпатичный ему Букреев как раз и выглядел тем человеком, которому на Эвересте самое место. Это не туристы должны туда за деньги подниматься, это вот только такие суперпрофессионалы могут там выживать. А он сам - оказывается жалок и беспомощен, думая только о сохранении собственных сил. Впрочем, самого Анатолия тоже стоит, похоже, прочитать. Чтобы ещё раз задуматься о том, так ли легко пройти этот тест на человечность, на пути к 8848 метрам над уровнем моря. Моря, которое я люблю намного больше любых гор.
331,8K