Рецензия на книгу
Horrorstör
Grady Hendrix
Аноним20 ноября 2023 г.IKEA. Достижение разблокировано: Стать частью антропологии
Поставлю я на эту рецензию пометку спойлера, потому что кое-какие сцены были раскрыты мною в тексте, и могут повлиять на ваше восприятие. Однако, если вы уже прочитали роман, смело читайте дальше.
Хотела бы я посмотреть на будущих наших потомков, которые, натыкаясь на книги, подобные Horrostör (или в русском переводе Хоррормолл), будут фантазировать о том, как же нам жилось с такими магазинами. Спустя века IKEA обрастет еще большей пеленой таинственности, и наравне с грузовиками Coca-Cola будет представлена в крупных музеях мира. Насколько же сеть IKEA переросла из простой торговой группы в своего рода культуру, если даже не религию. Смотрите, у неё есть почитатели, есть небольшой пласт противников, есть свои законы, которых придерживаются самые верные адепты.
В принципе, весь успех этой всемирно известной сети построен именно на создании торговой машины, работающей как слаженные часы. Отсекая всю мишуру и стандартизируя всё: от внешнего вида до использованных инструментов и механизмов, мы упрощаем покупательную тревожность. Людям вообще свойственно обращаться к знакомому и известному, если им трудно сделать выбор. И IKEA всегда готова помочь, если вы освоите их правила и научитесь базовым ритуалам.
Так вот, зная магазины IKEA от и до, читать роман Horrorstör было временами даже больно, со своеобразными вьетнамскими флешбеками. Ведь автор не просто написал книгу в виде каталога всеми известного магазина (тут, если честно, я ожидала даже большего, можно было обыграть оформление еще интереснее), но и полностью передал план магазина, в деталях, используя огромное количество пасхалок: от фрикаделек до дисплея с тестированием прочности одного из продуктов магазина. Вот за сохранение такого культурного пласта в литературе я очень благодарна Грейди Хендриксу, причем он сделал это не банально, а с атмосферным мистическим дополнением и с использованием откликов прошлого. Спасибо также за поднятие таких тем, как разрушительность корпоративных машин, важность никогда не сдаваться и завершать дело до конца.
Но есть всё же несколько “но”, которые оставили небольшое послевкусие после прочтения, и мне хотелось бы о них упомянуть.
Во-первых, эта книга полна клише из фильмов ужасов, даже устану перечислять. В общем, герои делали все самые банальные ошибки, которые возможно, за исключением, разве что, правила “не разделяться”. Тут им пряник с полки, они старались ходить парочками как минимум. Но, простите, устраивать спиритический сеанс, приковывая всех наручниками - это мягко говоря глупо и сразу же напрашивается на неприятности.
Во-вторых, хоть клише и много, но все они заканчивались мягко, даже в конце у читателя останется надежда, что никто, в общем-то и не пострадал. Кроме если одного человека. В общем, автор - добряга, а все участники этого ночного хаосе не иначе как супер-герои. Ибо пережить некоторые события и отделаться легкими шрамами - дорогого стоит!
В-третьих, герои - какие-то они слегка картонные - немного личности у каждого есть, но опять же, если упустить отсылки для каждого к современной поп-культуре, ничего в целом не измениться для сюжета. Повторюсь, у меня ни за кого не болело сердце и после очередного “воскрешения” даже не верилось, что это книга жанра ужасов.
В-четвертых, автор поленился раскрыть тему Beehive (Улья), хотелось бы побольше лора именно на тему, что это вообще за тюрьма такая была, кто все эти люди, и как они сформировали этот новый мир. А главный злодей, простите, вообще никакой, жужжал много, но кроме показательного теловредительства, причем своего собственного, ничем не отличился.Ладно, отмечу одну лишь сцену, которая заставила меня понервничать - это замуровка в тесном шкафу. У меня есть небольшая форма клаустрофобии и при чтении она даже чуточку обострилась.
13235