Рецензия на книгу
Идиот
Фёдор Достоевский
Аноним28 июня 2014 г.Но, однако ж, прибавлю, что во всякой гениальной или новой человеческой мысли, или просто даже во всякой серьезной человеческой мысли, зарождающейся в чьей-нибудь голове, всегда остается нечто такое, чего никак нельзя передать другим людям, хотя бы вы исписали целые томы и растолковывали вашу мысль тридцать пять лет; всегда останется нечто, что ни за что не захочет выйти из-под вашего черепа и останется при вас навеки; с тем вы и умрете, не передав никому, может быть, самого-то главного из вашей идеи."Идиот" - это крайне сложная в идейном отношении книга Достоевского. С моей точки зрения последняя экранизация, это не до конца учитывала. В этой книге нет главного героя. Князь Мышкин - это не главный герой, а центр повествования, куда идёт он, туда идёт вместе с ним и читатель. Достоевский говорил своим читателям, что хотел изобразить в этой книге идеального человека, христианина, который подражает Христу. Но я думаю, что он слегка лукавил. Проблема, которая занимала Достоевского была следующая: если взять слепую силу природы, страстей и грехов человеческого общества и положить на одну чашу весов, а на другую положить человека прекрасной души, наделённого состраданием, любовью, умом, то что перевесит? Что окажется сильнее? Нравственная сила характера или страсти и грехи общества?
Увы, показывает нам Достоевский, характера и нравственной силы недостаточно. Многие упрекают Мышкина в отсутствии "силы воли". Это не так. Он наделён громадной силой воли - он не мстит Гане Иволгину, он способен предложить при всех "падшей" Настасье Филипповне выйти за него замуж, он готов участвовать в дуэли. Мышкин пасует и боится "случайностей". Ему страшно в присутствии тех, кого он считает нравственно выше себя, страшно, когда приходится выбирать между одним злом и другим. Он не хочет совершать зла, не хочет делать выбор между меньшим злом и большим злом и поэтому - гибнет.
Чтобы оттенить нравственный выбор Мышкина Достоевский вводит в роман нескольких главных героев - у каждого из них своя судьба, свой неповторимый выбор и своё проклятие и все они связаны между собой. Главными героями я назову таких героев, которые 1) умирают телесно или духовно в конце этого романа-трагедии; 2) Несут в себе некую идею, которая их мучит и побуждает совершать поступки. Таких героев кроме Мышкина - ровно 4. Все они одновременно и герои - и стороны проблемы, которую я уже указал выше.
Ипполит. В фильме это назойливый истеричный юноша, который умирает от чахотки и поэтому в отчаянии. В книге - это прежде всего мыслитель, которые облекает своё отчаяние в целую философию жизни и существования, покупает мысль страданием. Ипполита мучит "равнодушное молчание" природы, которая представляется ему в образе некоего зверя, машины. Он исходит из того, что Бог и бессмертие есть, но искупление невозможно - Христос, пришедший, чтобы спасти всех людей - умер и не воскрес. Без Христа у Ипполита нет ничего, кроме кошмара безмолвной природы, которая всех людей обрекает на смерть, зло, ложь и ничтожество, одного за другим. "Насекомое", "тарантул", "кирпичная стена" и наконец, Рогожин, пришедший к Ипполиту в полусне - это символы такой силы природы. Ипполит страстно восклицает, обращаясь к генеральше Епанчиной:
О, хорошо, что я умираю! Я бы тоже, пожалуй, сказал какую-нибудь ужасную ложь, природа бы так подвела!.. Я не развращал никого... Я хотел жить для счастья всех людей, для открытия и для возвещения истины... У меня там, -- говорил Ипполит, силясь приподнять свою голову, -- у меня брат и сестры, дети, маленькие, бедные, невинные... Она развратит их! Вы -- святая, вы... сами ребенок, -- спасите их! Вырвите их от этой... она... стыд... О, помогите им, помогите, вам бог воздаст за это сторицею, ради бога, ради Христа!..Ипполит стреляется, но у него не получается убить себя. Случайно он забывает вложить капсюль в патрон и боёк пистолета бьёт по патрону не в силах вызвать выстрела. Ипполит оказывается отчасти прав: "природа", "сила случая" не дала ему умереть от своей руки. Ипполит безусловно принадлежит к тем героям Достоевского, которых "мучит идея" - это Раскольников, Кириллов, Шатов, Крафт, Версилов, Иван Карамазов.
Рогожин. Рогожину принадлежит другая идея. Будучи соединением воли Свидригайлова и философии Лужина, он наделен определенной совестью. Его губит неограниченная, необузданная жажда жизни, впечатлений, приобретения. Жизнь он превращает в погоню за наслаждениями - деньги это только инструмент. Он - это сама жизнь, как её понимает Ипполит, необузданная, слепая, дикая сила. И он же - это разрушительная часть этой силы, деятель, а не мыслитель. Он пытается обрести любовь Настасьи Филипповны, но делает это насилием: его то тянет отхлестать её как падшую тварь, то стоять на коленях, чтобы простила, как будто она королева. У него всё двоится: Ипполит для него и враг, т.к. раскрывает ту силу, от имени которой Рогожин действует, и одновременно друг, т.к. он понимает стремление Ипполита к самоубийству, сам Рогожин не стал бы жить, будучи больным). Мышкина он и уважает за нравственную высоту, и презирает за слабость, считает, что князь беспомощен перед Настасьей Филипповной так же, как беспомощен он, от любви. Но если Мышкин любит любовью-состраданием, то для Рогожина любовь - это нож, мука, позор и преступление. Если бы не любовь, никакого Парфена Рогожина и не было, засел бы в углу и копил бы деньги, как все его предки, да и всё. Но именно через любовь к Настасье Филипповне в Рогожине и пробуждается слепая сила, которая ведёт его к гибели - гибели и нравственной, и физической (в каторге он долго не проживёт). Рогожин стоит в ряду тех персонажей Достоевского, которые ощущали сами в себе большое зло и были деятельными заложниками этого зла - Свидригайлов, Ставрогин, Дмитрий Карамазов.
Настасья Филипповна. Она представляет собой зеркальное отражение князя Мышкина, но отражение искажённое, падшее. Настасья Филипповна находится в положении куртизанки, но это не её жертва (как у Сонечки Мармеладовой), а её проклятье. Её развратили и соблазнили и она мстит окружающим за свой позор. Идея Настасьи Филипповны - это месть и ненависть к себе за несовершенство этого мира. Как Мышкин, платит за благодеяние Павлищева окружающим его людям добром, так и Настасья Филипповна платит за мерзости Тоцкого окружающим её людям злом. Их обоих родних способность к состраданию и страданию, но у Мышкина это сострадание обращено ко всем, а страдание к одному себе, а у Настасьи Филипповны сострадание обращено только к Мышкину, а страдание она причиняет всем, включая себя. В результате Настасья Филипповна становится роковой женщиной увлекая за собой и Рогожина (которому нравится стихийная сила страдания и насилия, окружающая её) и Мышкина (которому нравится внутреннее благородство Настасьи Филипповны и который чувствует её собственную ненависть к себе и внутренне страдание). Когда она гибнет, связь между Мышкиным и Рогожиным распадается в хаосе. Мышкин духовно проигрывает - он не смог вырвать у мира зла одно-единственное страдающее существо и поэтому обречен на вечное безумие. Настасья Филипповна как тип женского персонажа часто встречается у Достоевского. Это Дунечка Раскольникова, Лиза в "Бесах", Грушенька в "Братьях Карамазовых".
Аглая. Аглая - это героиня Достоевского, в которой выражено стремление к справедливости и деятельному добру. Она - альтер-эго Мышкина, т.к. он мыслитель, а не деятель и действовать не умеет, но она же являет собой и зеркало Рогожина, т.к. в ней живёт страстная жажда жить и действовать, преобразовывать и покорять. Аглая ужасно стыдлива, горда и самолюбива, но это самолюбие ведёт её к нраственному преклонению перед князем Мышкиным, у которого гордыня и самолюбие начисто отсутствуют. "Зачем вы себя исковеркали, зачем в вас гордости нет!" - кричит Мышкину Аглая. Ей жалко князя за отсутствие в нём гордости и в этом заключён источник трагедии для князя. Ведь князь по настоящему влюбляется в Аглаю, детской и чистой любовью, которая лишена примеси сострадания к чужому страданию. Но Аглая так любить не может. Ей нужен князь весь и целиком, так же, как и Рогожину нужна Настасья Филипповна. Если князь не захочет отречься от своего сострадания к Настасье Филипповне, а через неё и к другим людям, Аглая сама отречётся от него. Любовь князя ослепляет его, и он не хочет слышать об отношениях Аглаи и Настасьи Филипповны, не хочет верить, что у Аглаи есть в любви самолюбивый расчёт. В конце концов, жажда деятельности приводит Аглаю в "исповедальню католического патера", а затем и в польское освободительное движение. Там она становится русофобкой, католичкой и для Достоевского духовно умирает, т.к. все это она делает не по убеждению, а от отчаяния. Ужасная участь Мышкина подкосила и её.
Это очередной роман-трагедия Достоевского, который заканчивается гибелью его героев. Проблема, которую перед собой поставил автор, разрешилась, прекрасный человек Мышкин погиб от рук безумного мира. Добро для Достоевского бессильно, если не сопровождается действием по изменению существующего порядка вещей.
977