Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Коновод с баржи "Провидение"

Жорж Сименон

  • Аватар пользователя
    Аноним19 ноября 2023 г.

    Речное судоходство может быть крайне опасным

    "Коновод с баржи "Провидение"" - это второе произведение автора, из цикла про комиссара Мэгре. Оно написано в 1931 году, по слухам за неприлично короткие строки, насколько этот факт повлиял на качество повести, судить каждому читателю самостоятельно. Я для себя могу отметить, что Сименон при этом уже определенно "нащупал" и фишки своего главного героя-сыщика, и особенности подачи материала. При этом не сказала бы, что повествование крайне динамичное, или долго держит в напряжении. Во-первых, сам текст не объемный, произведение небольшое, а потому промелькнёт и не заметите. Во-вторых тематика и концепция актора не предусматривает каких-то заигрываний с читателем, ему не особенно много дается попыток для угадывания задумки и мотивов. Мегре свои карты и мыслительный процесс перед читателем также не обнажает, в общем, догадывайтесь как хотите и только если хотите. И кажется автор к этому равнодушен не менее самого Мэгре, что, на мой взгляд, и препятствует эмоциональному погружению в происходящее. Ах да, герой у нас или мотается на велосипеде вдоль реки, демонстрирует технологии и приверженность к шерлокхолмсовскому подходу ведения расследования (то есть физическими действиями по сбору и сопоставлению улик, наблюдению и активному действию), либо попивает горячительные в местах концентрации свидетелей, которые тоже не дураки выпить – представляете какие они хорошие свидетели, да? Фактологию нам автор в итоге приводит скупо и сжато, в основном пересказе, не с места событий, а как-то опосредованно, это тоже влияет на эмоциональную составляющую – сопереживать в процессе а не после конечно же проще.
    Коновод, это вам, конечно не бурлак, но суть несколько схожа - нужно совместно с лошадьми (которые тут как раз и выступают в качестве бурлаков), направляя их, тянуть груженные баржи, следуя вдоль реки. Отмершая, как мне кажется, в современном мире профессия, хотя, может быть, кто-то в курсе и такое еще практикуется? И название, как верно отмечено в одной из рецензий, это просто спойлерище, если оценить его по ходу развития повествования.
    Для погружения в атмосферу автор просто заваливает специальной судоходной речной терминологией, и поневоле узнаешь много разного. Вообще-то шлюзами в сюжетах я сталкивалась ранее, в той же «Трое в лодке» и нескольких детективах, но там все это было мельком, опосредованно, а тут это прямо настойчиво выпячено на первый план. Кажется сложновато, но на самом деле дает ощущение присутствия и понимания специфики жизни участников. Вопрос остается только в том – зачем? Ведь особого какого-то ценного смысла для разгадки большинство этих сведений не несет. Хотя может в том была одна из задумок автора – показать сколько всего нужно перелопатить важного и неважного, прежде, чем станет понятно, что действительно важно? С этой позиции да, у автора все получилось. Хотя сама задумка и разгадка меня не просто разочаровала, а оставила в недоумении. Осталось непонятным, человек деградировал или притворялся, по идее автора. Если первое, то как он после стольких лет смог совершить столько злопамятных осознанных действий, такие страсти при деградации показались мне сомнительными. Если же второе, то как он столько лет смог настолько грамотно притворяться-то? И еще один вопрос я для себя так и не уяснила -это возраст героев преступления. А точнее героини, ведь какие-то странные соотношения были между тем возрастом, который был указан при первичном осмотре и теми сведениями, которые проливали свет на ее прошлое. Как-то там не вязалось все у меня. В итоге, довольно проходной, но тем не менее классический французский детектив.

    31
    177