Рецензия на книгу
На воде
Ги де Мопассан
Аноним15 ноября 2023 г.Ги де Мопассан "На воде".
Странное первое знакомство с Мопассаном у меня. Всегда, как в душе франкоман, знала,что он новеллист, классик, гений, а тут...
Начав читать А. Минкина "Чайка на воде", поняла, что без книги Мопассана мне не продолжить. В последней, по мнению Минкина, Чехов черпал мысли, впечатления. Я принялась за Мопассана и не пожалела.
"На воде"- это "живые" картины автора от всего, что он видит, путешествуя "вдоль берегов Средиземного моря" на яхте "Милый друг". Это "бегство" от людей на лоно природы, моря. Это бегство от потока толпы, от безумия и чувств людей. Это и откровенный дневник Мопассана о себе, свои мысли, чувства по поводу человеческого поведения, восприятия природы, рассказы о великих людях, как Поганини, например. Очень откровенная, дерзкая книга. Произведение, которое, с одной стороны, погружает читателя в красоты природы Франции, с другой, как скальпелем, вскрывает гадкое в людях.
Мопассан не "будто", а по факту бежит от людей. Стремится туда, где есть природа, где есть животные, где нет "болтливых и суетливых людей". "Две недели молчания, какое счастье!"
Как не понять писателя?! Нет-нет, но в картины природного обаяния он вплетает прорывающиеся мерзости картин суетного человеческого существования. Мопассан пишет о светских львицах, которые стремятся завладеть в свои салоны людей искусства. В особом почёте у них музыканты, к которым применяются "приёмы соблазна и способы лести, совершенно небывалые". "Женщина, у которой появляется странная склонность держать при себе писателя, как держат попугая,...такая женщина может выбирать между поэтами и романистами".
Да, Мопассан пессимист. Он не верит в то, что человеческие страсти иссякнут, что добро победит людскую чёрствость и равнодушие. Он видит зло, пороки, бессердечие. Констатирует с прямотой. Зачем искусства, зачем "усилия", когда изо дня в день всё одно и то же? "...ничто нас не изменит",- категоричен. Писатель напоминает слова: "История учит тому, что ничему не учит". Лишь в бескрайнюю природу он верит.
Мопассан-пацифист. Он прям и откровенен в своем неприятии всего, связанного с военной жизнью. Её быть не должно. Века доказали её жестокость, ненужность. Зачем войны? Чтобы объединяться в "стада", "жить как скотина", "разорять народы", "издохнуть где-нибудь в поле"? "Что они сделали, военные люди, для доказательства хоть малой толики ума? Ничего. Что они изобрели? Пушки и ружья. И только".
"На воде"- повод раскрыть себя таким, каков он есть. Здесь Мопассан говорит обо всём, не задумываясь, будет ли у книги читатель. Это дневник, а с ним любой откровенен, для чего этот жанр и существует. Мопассан рефлексирует, пытаясь понять свою суть. "Отчего же мне причиняет страдание жизнь, в которой большинство людей находит только удовлетворение? Отчего эта неведомая, снедающая меня мука? Отчего не познавать мне действительных удовольствий, надежд и наслаждений?" Мопассан честно рассказывает, что писатели-каста людей, которые через себя пропускают все горести мира, проникаются ими настолько, что страдают день ото дня. "...страдаю от него, что слишком его знаю...",- пишет он о мире. Авторы вынуждены всегда и всюду наблюдать. Но не просто лицезреть виденное, наслаждаясь, а анализировать. Причём всё: "сердца, лица, жесты, интонации. Как только он что-нибудь увидал и что бы ни увидал, ему тотчас надо знать: а почему это? У него нет ни одного порыва, ни одного восклицания, ни одного поцелуя, которые были бы искренни...". Тяжело, нет, тягостно, быть писателем. Мопассан, вырвавшись от всего, на лоне природы кричит о карме писателя: "Как мне хотелось бы порой перестать думать, перестать чувствовать...". Читая эти слова Мопассана, я вспоминаю "Чайку" Чехова. Ведь об этом же бремени писателя с болью рассказывал Нине, успешный для всех Тригорин. Он говорил, что бесконечно должен и должен что-то записывать: то слово пришло на ум от красок неба, то эпитет придумал, глядя на чьё-то лицо. Он страдал от этого: "Пишу непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу". Что же тут прекрасного и светлого, я вас спрашиваю? О, что за дикая жизнь!" "Ловлю себя и вас на каждой фразе, на каждом слове и спешу скорее запереть все эти фразы и слова в свою литературную кладовую: авось пригодится!" Этот невидимый глазу читателя труд писательства тяготил его, мучил так, что хотелось сбежать, а куда?
Язык Мопассана потрясающ. Читая о местах, где он плывёт, погружаешься с ним в эти воды, видишь те же дали, цветы, леса, пески. Мопассан выбирает тот арсенал художественных средств, который делает это зримым для читателя: "...странные розовые отблески: то были вершины альпийских ледников, зажжённые утренней зарёй", "...огненное небо, на это неправдоподобно драматическое алое небо". Явления природы оживают под пером Мопассана благодаря его умению передать их языком. На деле он и так видит природу живой. Ветер под его пером "незримый, страшный, капризный, угрюмый, вероломный, свирепый. Мы любим его и боимся",- говорит он об отношении к ветру людей, связанных с морем. "... он владыка морей: его можно избегнуть, использовать, убежать от него, но укротить-никогда".
Мопассан велик. Он и бичует пороки человечества, и оставляет на бумаге красоты просторов Средиземного моря. Он даёт нам возможность прикоснуться к его личным записям, которые не хотел публиковать, ведь это-дневник…
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово9349