Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах

Энтони Гидденс

  • Аватар пользователя
    Аноним13 ноября 2023 г.

    Академические работы на тему секса и/или любви часто бывают скучными, малопонятными и для обычного читателя, неактуальными в его повседневной жизни. Даже в качестве обычного образовательного материала, такие книги бессмысленные, ибо забываются очень быстро. Вот эта книга, с очень многообещающим названием, из их числа.

    Книга написана довольно сложным языком, но при этом автор не раскрывает всей темы, ограничиваясь довольно поверхностным обзором, который можно в некоторых случаях назвать самоочевидным. Это странно, учитывая, что автор написал один из самых известных зарубежных учебником по социологии (который так и называется «Sociology»). В связи с этим возникает такой вопрос: насколько компетентен социолог в вопросах человеческой сексуальности? С одной стороны, социология, это наука об обществе, а романтические и сексуальные отношения между людьми как бы входят в сферу социологии. Однако с другой, есть целое направление – сексология – которое непосредственно изучает вышеназванные вопросы. Тогда возникает вопрос: может ли быть интимность без секса и если да, то какая область науки отвечает за это? Я пришёл к выводу, что неудача этой книги и этого автора как раз и состоит в том, что эта книга пыталась рассматривать интимность с самого неподходящего угла – социологического. А нужно рассматривать интимность с точки зрения психологии и сексологии. Да, автор упоминает Фрейда, но…Вы серьёзно? Фрейд в XXI веке? Так что как правильно заметили англоязычные читатели, автор выбирает довольно неоднозначные ресурсы, на которых строит свои взгляды. Да, Фрейд в данной книге не является доминирующей фигурой, но все же его частое присутствие (присутствие его идей), вызывает недоумение. Возможно присутствие другого философа – Фуко – выглядит более уместно, однако с моей точки зрения, это тоже довольно неоднозначно, учитывая, что Фуко является скорее философом, а не сексологом и психологом. Однако учитывая его книги «История сексуальности» славу, я допускаю, что спор автор с Фуко, уместен (в этой книге). Просто я ожидал увидеть более современный и более научный подход, т.е. рассматривание вопроса с точки зрения современной психологии, сексологии и истории.

    В принципе, автор пытается рассматривать вопрос с точки зрения истории и тех изменений, что произошли с интимной областью человека, однако делает это автор ну очень ограничено. Я хочу сказать, что только автор начинает погружаться в одну тему, так уже вскоре ставит точку в ней и переходит к следующей. Именно из-за этого у меня возникло ощущение, что эта книга стала результатом исследований по социологии, когда у автора накопилось довольно много материала, напрямую с социологией не связанного и поэтому он решил этот не подходящий непосредственно к социологии текст, употребить где-то ещё. В итоге у нас и появилась такая поверхностная книга о человеческой интимности (с точки зрения общества). Кстати да, всё в книге подчинено именно этому главному фактору – рассмотрение человеческой интимности через призму общества. Увы, но чтобы написать книгу о человеческой интимности, недостаточно использовать только исторические справки по этому вопросу, необходимы знания психологии, как основного фундамента, на которой строится человеческая интимность.

    Хотя, если следовать идеям Фрейда и даже другим учёным, можно также прийти к заключению, что интимность есть продукт общества, а не психологии и сексологии, ведь у разных народов разные практики интимности. С одной стороны, это верно. Однако с другой, все общества имеют одну и туже модель сексуальных отношений, пусть и различающуюся в деталях. К примеру, нет такого общества, где бы женщины играли бы активную роль, в то время как мужчины – пассивную. Другой пример – институт брака, который одинаков у всех народов. Так что рассматривать вопрос человеческой интимности в отрыве от психологии и сексологии, ошибочно. Но именно это и делает автор.

    Ну и последнее, что важно понимать об этой книге, это дата её издания. Книга была издана в США в 1992 году. Пусть это и не 80-ые или 70-вы и даже не эпоха Фрейда, но всё же книга была написана довольно давно. Сегодня, особенно с появлением Интернета, общество изменилось и, следовательно, изменилась тема интимности. Хотя, главный недостаток книги является её излишняя академичность, поверхностность и отсутствие других наук, которые непосредственно связаны с рассматриваемым вопросом.

    3
    355