Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Man in the High Castle

Philip K. Dick

  • Аватар пользователя
    Аноним7 ноября 2023 г.

    Расслабьтесь, вы слишком слабы для ошибок

    Читать или не читать книгу Филипа Дика "Человек в высоком замке"?
    Читать, если вы знакомы с творчеством Дика и принимаете все его изюминки.
    И не читать, если вам хочется альтернативной истории и чёткой сюжетной линии.

    Экспозиция "Человека..." такая: альтернативный 1962 год, Вторую мировую войну выиграла гитлеровская коалиция. Действия происходят на территории США, которые разделены на три части: одна отошла Германии, другая — Японии, третья находится в статусе квазинезависимого под управлением марионеточного правительства. В этой страшной территориально-политической нарезке завязывается шесть сюжетных линий, которые будут говорить с читателем на излюбленную Диком тему: "А что такое реальность?".

    "Человек в высоком замке" — не то, чем кажется.
    Обычно роман продают в фантике "альтернативной антиутопии" или "постмодернистской научной фантастики". Но оба фантика недоговаривают. А то и вовсе уводят ожидания читателя не в то русло. В "Человеке..." нет подробностей мира победившего фашизма, нет триллера, нет театральной драмы. В романе даже нет чётких сюжетных линий. Если не подготовиться к чтению, может создаться впечатление, что перед тобой не история, а некое сотрясающееся желе невнятного цвета и неопределённого вкуса на блёклой, едва удерживающей студень, тарелке. Для многих "Человек..." — это какие-то там персонажи в чём-то таком альтернативном, которые заняты чем-то скучным.

    Но если не спешить, почитать про автора: про то, какой это был человек, что пережил, как воспринимал мир, как смотрел на реальность; почитать другие работы Дика, то "Человек в высоком замке" превращается в очередное мозговыносящее путешествие по реальностям, временным отрезкам, горестям и надеждам. В очень "Филипо-Диковское" путешествие.

    Для меня роман ценен мыслью "да забейте вы уже и просто живите". Роман Дика снимает с человека спесивое "я делаю выбор, я меняю реальность" и показывает, что нет, ничего ты не решаешь и не меняешь. Там, где прочие антиутопии / утопии, а уж тем паче альтернативные истории любят погонять читателя палкой, дескать, вон сколько ошибок ты наделал, прощёлкал все возможности и счастье, у Дика полное, добровольное принятие собственной беспомощности, болезненное примирение с этой мыслью, а затем — блаженное созерцание неизбежности.

    10
    545