Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    zavlit16 июня 2014 г.

    Что-то в последнее время мне попадаются книги, которые оставляют меня в разрозненных чувствах. Вот уж, казалось бы, вняла я советам мудрых читателей livelib'а: бросила искать луч света в темном царстве "альтернативки" и взялась читать именно то, что мне всегда нравилось - книгу про параллельный мир. Питаю я слабость к подобным сюжетам. И уж особую симпатию испытываю я к "попаданцам". Привлекают меня эти истории и удивительностью выдуманного автором мира, и,как правило, захватывающим сюжетом, и глубоким психологизмом главного героя, которому предстоит либо адаптироваться в непривычных условиях, либо отвергнуть их, смириться или попытаться что-то изменить - в любом случае, сделать выбор. 
    "Никогде" идеально вписывается в эту формулу. Параллельный мир имеется - Нижний Лондон. Классический "попаданец", случайно там оказавшийся,  - тоже. Захватывающий сюжет - более-менее. С психологизмом - хуже, но уж что имеем, то имеем.
    Идея мне и в самом деле понравилась, правда, то и дело возникали в голове разные литературные аллюзии - то "Хроники Нарнии", то "Алиса в стране чудес", а иногда даже и Лукьяненко с Глуховским мелькали на задворках сознания. Тем не менее, задумка, на мой взгляд, великолепна. А вот воплощение...

    Дальше...

    Во-первых, несмотря на то, что практически все действие книги разворачивается в Нижнем Лондоне, мне его не хватило, мне его было реально мало. Как-то не возникало ощущения, что это и правда отдельный мир, у которого есть своя история, иерархия, социальные слои, традиции, обычаи и так далее. Все время казалось, что герои просто слоняются по канализационным туннелям, в которых кто-то как-то живет. На многие вопросы, касающиеся Нижнего Лондона, автор ответа так и не дал. 
    Во-вторых, сам сюжет был не столь увлекательным, чтобы забыть обо всем на свете. Пожалуй, что действительно интересовало, так это - удастся ли Ричарду выбраться из этого ужаса более-менее целым и невредимым. Скитания же девушки со странным именем Дверь (кстати, к имени я так и не смогла привыкнуть за все время чтения романа) как-то остались за кадром, и было в общем-то все равно, найдет она убийц своих родных или нет. Собственно, непонятно было,  что после этого должно измениться. 
    В-третьих, герои, на мой взгляд, автору совсем не удались. По идее, и Ричарду, и Двери читатель должен сочувствовать, но почему-то этого не случилось. Ну, если с Ричардом еще куда ни шло, иногда все-таки что-то просыпалось, то с Дверью вообще провал - ну не тронула она ни единой струнки моей души. Карабас и то был как-то поярче. Пожалуй, он - единственный герой, который довольно четко вырисовался в моем воображении. А, ну и злодеи, Круп с Вандемаром, ничего так получились, на мой взгляд. 
    В-четвертых, уж больно много всего смешал тут Гейман в одну кучу. Тут тебе и Ангел-предатель, и лабиринт с ужасным Зверем, и мост, забирающий невинные души, и черные монахи с их испытаниями, и сестры-нефертити, пьющие чужие кровь и тепло, и в зайце утка, а в утке яйцо, и крысы, и птицы, и много-много всего такого, без чего можно было бы обойтись или уж как-то поподробней на этом остановиться. То и дело возникали вопросы, ответа на которые, опять-таки, не нашлось. 
    И, наконец, финал. Разочаровал. Роста героя, на мой взгляд, не произошло. Ну, как-то не заметила я, что он сильно изменился к концу романа и делает действительно осознанный выбор - неважно, в пользу какого именно мира. Нет, я бы на его месте в Нижний Лондон однозначно не вернулась. И я точно знаю, почему. А вот что влечет туда его? На мой взгляд, он не стал там своим, и его решение не было для меня оправданным. Вот так еще один вопрос остался без ответа. Много их у меня накопилось за время чтения. А могло бы быть меньше, и история бы от этого только выиграла, потому что, еще раз повторюсь, задумка классная и воплощение могло бы быть более ярким. 
    Тем не менее, я подумала и поставила книге четыре звезды - идея хорошая, читается быстро, да и поклонников у этого произведения великое множество. Так что, может, я и правда придираюсь?! 

    8
    13