Рецензия на книгу
Мастер страшного суда
Лео Перуц
Аноним14 июня 2014 г.Отнести «Мастера Страшного суда» к жанру детективов можно, наверное, только по недоразумению. Сдается мне, что Борхесу настолько понравился роман немецкого экспрессиониста, что тот, включив его в список ста лучших произведений этого жанра, решил таким незамысловатым образом познакомить с ним как можно большее количество читателей.
Во-первых, в романе Перуца отсутствует классическая основа детектива – убийство. Все упоминаемые в тексте жертвы либо покончили жизнь самоубийством, либо пытались это сделать.
А, во-вторых, нет единого персонажа ведущего следствие. Расследованием занимаются сразу все главные герои, причем каждый самостоятельно. Да и можно ли назвать расследованием попытку воспроизведения причин самоубийства на собственной персоне?
К тому же, приведенная интерпретация случившегося вызывает больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, существуют общеизвестные факты. Барон Готфрид фон Пош когда-то очень сильно любил одну женщину, но, будучи военным, вынужден был подчиниться приказу и на год отправиться в Индокитай. Возвратившись, он узнает, что Дина вышла замуж за известного актера. Не в силах справиться со своими чувствами, барон становится другом семьи, и, как после определит полковой суд чести, подталкивает мужа своей бывшей возлюбленной к самоубийству.
Вроде бы все логично и уже много раз происходило в истории. Но как тогда объяснить самоубийства, произошедшие по тому же сценарию, двух братьев (художника и офицера), юной девушки, увлекающейся искусством, и, наконец, инженера Вольдемара Сольгруба?
И эта загадочная цепочка на первый взгляд беспричинных смертей делает допустимой и другую версию случившегося – мистическую, первоначально считавшуюся фантастической, сочиненной бароном ради своего оправдания.
Перуц эксплуатирует в романе свою любимую тему – галлюциногенные препараты, которые не только порождают образы ничем не отличимые от реальных, но и вызывают из подсознания первобытные страхи наших далеких предков (правда, облаченные в современные культурные коды). Страхи настолько несовместимые с психикой человека, вкусившего плодов цивилизации, что самоубийство кажется наилучшим способом прекратить эту невыносимую пытку.
***
«Мастер Страшного суда» - очень «концентрированный» роман, написанный в лучших традициях большой литературы, когда важно не только «о чем» написано, но и «как» это сделано.
Рекомендуется к прочтению.P.S. Рецензия на романы Перуца «Снег Святого Петра» и «Ночи под Каменным мостом» - здесь.
2296