Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Les Bienveillantes

Jonathan Littell

  • Аватар пользователя
    demon_laplasa6 июня 2014 г.

    Прочитав ряд отзывов на книгу "Благоволительницы" Джонатана Литтела мне показалось странным, что рецензенты ни разу не сравнили главного героя Максимилиана Ауэ с его тезкой Максимилианом Тео Альдорфером из фильма "Ночной портье" режиссёра Лилиана Кавани. Не сравнили эти два произведения в связи с темой художественного освящения зависимости нацизма и сексуальных перверсий.

    Я, признаюсь, не дочитал книгу до конца. Эмоционально она меня не захватила. Описания жестокости, сексуальных сцен, именно как описания (!), не отразились во мне ни страхом, ни отвращением, ни подспудным желанием мести, ни симпатией, ни сочувствием (в той или иной форме) к главному герою. На протяжении всего времени, потраченного на чтение, меня не покидало "журналистское" присутствие автора. И устал я от него раньше, чем от книги им написанной.

    Должен отметить, что книга базируется на старых приемах эстетического воздействия на читающе-смотрящую (с акцентом на "смотрящую") публику. В связи с этим и возникшая параллель с фильмом "Ночной портье".

    Концентрированная плотность изложения (которую можно было бы отнести к достоинствам книги), его монолитность (нашедшая внешнее оформление в закавыченной прямой речи), при которой многочисленные мелкие сюжетно-бытовые детали по ходу повествования выхватываются «блуждающим объективом» как в репортаже, указывают исключительно на цеховую принадлежность автора. Это абсолютно закономерно, что данная книга написана журналистом. И... евреем. В последнем нет парадокса! "Еврейство" в данном случае было призвано уберечь автора от упреков в антисемитизме. Ну, или создать видимость в возможности таких упреков.

    По настоящему печально в этой книге то, что её появлению предшествовал явно просчитанный эффект её появления (pardon за тавтологию) и спонтанности в ней нет ни в малейшей степени. Несмотря на весь шум (в рамках отведенного ей целевого диапазона), она, на мой взгляд, не обладает подлинными достоинствами художественного произведения!

    "Благоволительницы" видятся мне своеобразным учебником современной журналистики. Журналистики, призванной дурачить, а не информировать. Журналистики, обреченной быть профессиональным уделом людей примитивных.

    2
    66