Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2014 г.

    Я имел множество шансов пересечься с этой книгой до настоящего момента – слышал о ней, видел в руках других и даже читал мельком отзывы. Правда, особого интереса ей не уделял. Даже не скажу почему. То ли у меня замылился слух от популярного в свое время вопроса «А вы читали Умберто Эко?». Может дифирамбы в его честь, меня смущали, или что еще послужило причиной, не знаю. Но, чему суждено, того не избежать – прочитал в какой-то статье о количестве сил, которые вложил в нее автор и изумился. С интересом узнал о том, как он рассчитывал диалоги и измерял расстояния по карте, чтобы человек тратил столько времени на диалог, сколько требуется, чтобы дойти из точки А в точку Б. Удивился от количества источников, которые автор перелопатил и изучил. То есть, это был поистине титанический труд. А я даже не знаком с результатом. Как же так? Немедленно исправлять!

    И вот я приступил к чтению. Постепенно моей душой завладевала благодать. Нет, на самом деле, конечно до благодати дело не дошло, это я преувеличиваю, чтобы привлечь внимание. Но как минимум (как минимум!) отменное удовольствие я получил. Если позволено такое кощунство, то я бы сравнил эволюцию ощущений от этой книги с эволюцией ощущений от нового и практически незнакомого блюдом. Ведь, что происходит обычно, когда тебе предлагают расхваленное и знаменитое блюдо? Первое что испытываешь – сомнение. А вдруг это не твое, вдруг это не более чем очередная разрекламированная пустышка?

    С подобным настроем я проглотил вступление. В нем, автор рассказывает историю книги при помощи каких-то академических фраз и ссылок на незнакомых мне авторитетов. Потом сюда же добавились устаревшие слова, какая-то непонятная завязка и стилизация под средневековые книги. Это как минимум заставило усомниться меня в собственных силах – вот продерусь, через все это я сейчас, но кто сказал, что дальше это не усугубится? Нет, нет, сейчас то все идет неплохо, но что потом будет? Чтобы окончательно добить самоуважение читателя (то есть меня), Умберто Эко выливается просто море информации по монашеским орденам. Её настолько много, что неподготовленный читатель (это все еще про меня) способен в ней утонуть на счет «раз». Все эти полу-братья, бенедиктинцы, францисканцы, последователи разнообразных священников, монахов, толкователи Библии. И все они друг с другом в каких-то странных отношениях (как так получилось?), кто-то поддерживает Папу (почему?), кто-то нет (а это почему?), кто-то утверждает одно (и еще много чего разного), кто-то другое (но не менее разное и непонятное). И что со всем этим делать то? Если читать интернет при каждом новом имени или названии, так это получится, что я на одну страницу книги буду читать пять страниц интернета, и надолго исчезну из жизни.

    А потом плавно переходим к процессу распробования – небольшие кусочки с разных сторон ощупываются вкусовыми рецепторами и прочими природными приспособлениями для ощущения вкуса. Сигналы поступают в мозг и нейроны, купаясь в эндорфинах, бодро рапортуют – «Ага, отлично! Продолжай, мы тут балдеем!». На этом этапе мысль о том, что это просто детектив – растворяется сразу. Расследование, несомненно тут есть. Правда, оно больше для того, чтобы создать костяк истории, на котором уже можно разместить все остальное. Если собрать фрагменты посвященные расследованию, то они займут от силы пару глав. А все остальное…

    В качестве мяса на костяк вполне подходит «Энциклопедия монашеской жизни в разнообразных историях и описаниях». Большое количество подробной и интересной информации о том, как устроены монастыри, чем и как живут монахи, откуда еда и деньги, куда выбрасывают мусор и как соотносятся с ближайшими деревнями. Описания строений и распорядка, взаимоотношений людей внутри орденов. Все те страхи первой стадии улетучиваются – достаточно интересно и подробно объясняются парадигмы многих орденов, раскладываются по полочкам и разбираются их взаимоотношения, так сказать «на натуре».

    Ну и на сладкое - споры о том, что же такое вера, смеялся ли Иисус, был ли он беден, а если бы и был – каким боком это влияет на его последователей. Следить за подобными диспутами, изучать аргументацию и доводы сторон, пытаться понять тот образ мышления, который мог бы выстроить подобные умозаключения – пожалуй, интереснее, чем дедуктивные заключения «детективной» части. Прогресс знаний, разделение знаний на запретные и допустимые, зачем нужны вообще эти знания, что, в конце концов, с ними делать? Изучить мнение героев, попытаться понять мнение автора, составить свое мнение – отличная гимнастика для нейронов.

    И вот как только все это оказывается в комплексе, тут и начинается самый пир. Но не обычный для меня пир. Признаюсь честно, я обычно интересную мне книгу пытаюсь проглотить за один заход. Все спешу, чтобы узнать – что же там будет дальше, к чему это приведет, быстрее, быстрее. А в конце обычно сижу в недоумении – это как, она уже закончилась? Что же делать дальше то? А ведь я только… Ну и так далее. С этой книгой было иначе. Она была для меня в какой-то степени уникальной. Мне хотелось отложить её и обдумать. После какого-нибудь интересного диспута (а их тут множество), описания местности или здания (их тут тоже хватает), после получения новых знаний о жизни в средневековье (куда же без них) просто необходимо было переварить все то, что на тебя сейчас вывалилось. Осмыслить, встроить как минимум в узор книги, или в узор жизни, как максимум. И, на мой взгляд – это просто прекрасно. Думаю, что у меня еще не раз появится желание перечитать её. Просто потому, что она прекрасна.

    14
    59