Рецензия на книгу
Иные
Александра Яковлева
Аноним14 октября 2023 г.О том, как отличная идея пошла по известному месту
Грустно. Как же грустно от того, что аннотация обещала так много, а сама книга дала так мало. Если поначалу автор ещё пыталась оправдывать ожидания, и ей это даже удавалось, то, начиная с середины, всё похе... (ну, вы поняли, да?) безвозвратно.
У меня создалось стойкое впечатление, что у автора возникла классная идея, но одного только творческого запала оказалось недостаточно, чтобы эту идею раскрыть и реализовать, поэтому в процессе написания, автор свернула на более простую, понятную и, возможно, проторенную дорожку, и стала писать про любовные недолюбовные отношения героев. Вышло скучно.
Возможно, я ошибаюсь, выдавая желаемое за действительное, и автор изначально задумывала ровно то, что и написала. Но тогда я вообще не понимаю, к чему тут 1940 год, нацистская Германия и СССР на пороге Великой Отечественной войны, потому как по итогу это вообще никак не влияет на сюжет — действия книги могли происходить в любое другое время, в любом другом месте, и от этого ничего не поменялось бы. Видимо, отвечать за показатель того времени автор призвала еврейского мальчика Баруха, которого периодически называют еврейской свиньёй и запирают на ночь в чулане. А иначе я опять же не понимаю, для чего в книги линия с этим мальчиком, которая никак не влияет на основной сюжет и никуда не ведёт. А, и ещё, конечно же, НКВД, ибо какой может быть Советский Союз без этой страшной организации?
Помимо главной героини Ани у нас есть тот самый загадочный иностранец с механической рукой, который оказывается немцем Максом, обладающим определёнными сверхчеловеческими возможностями. Макс собирает в своём замке особенных детей. Автор не раз говорит о том, что каждый из них так же обладает хоть и незначительными, но способностями. Однако по ходу действия мы видим только одну девочку, умеющую гадать на рунах. О том, чем примечательны остальные дети, нам остаётся только фантазировать самим, потому как на деле это обычные, к тому же не очень добрые, дети, которые без воздействия Макса ничего из себя не представляют. Это не может не разочаровывать.
Макс способен превратить любого практически в бесстрашное существо. Так почему именно дети, которых ему жалко (впрочем, жалко ли?) отдавать правительству Германии на военные нужды? Гораздо логичнее было бы заключить с правительством договор: Макс зомбирует для них физически крепких, подготовленных солдат, а правительство отстаёт от него и не трогает его воспитанников. О том, почему именно дети, и как вообще это работает, автор не рассказывает, отчего вся эта, как бы политическая, возня выглядит нелогично и несколько бредово.В целом Макс действительно вышел весьма загадочным персонажем, но в худшем смысле этого слова. Какую конечную цель он преследует? Чего, зачем и как он хочет добиться? Возможно, автор, думая написать цикл, решила сохранить здесь интригу, но герою это не пошло на пользу, сделав его невнятным и не слишком интересным.
Зато с главной героиней Аней всё предельно ясно: она не очень умная и жутко раздражающая особа, из-за чего сочувствовать ей не получается.
…Когда вел себя, как многие мужчины: брал без спроса, решал за двоих, не терпел возражений. Таким были и Володя, и профессор Ильинский. Даже Пекка, хоть он просто заботился о сестре, как мог. А других мужчин Аня и не знала. Каждый использовал ее по своему усмотрению...Как же выбесили меня эти слова! Во-первых, говоря так о брате, который столько для неё сделал, хотя мог давно бросить её и заняться собственной жизнью, Аня предстаёт в моих глазах не в лучшем свете. А во-вторых, откуда могла взяться фраза про многих мужчин, когда тут же приводится скудный список и говорится, что других мужчин Аня не знала. Тогда к чему был это выпад? Дань автора нынешней моде всегда и во всём винить мужиков? Ну-ну.
Есть у нас тут ещё один герой — Лихолетов. Судя по всему, именно ему автор отводит роль единственного нормального мужика. Очень кстати зовут его Иваном, а то, что он дурачок, мы и сами видим по ходу повествования. Впрочем, он тоже это осознаёт, за что ему плюсик в карму. Из Лихолетова действительно вышел эдакий Ива-дурак из русских сказок, который по традиции мчится за тридевять земель. Как ни странно, но это единственный герой во всей книги, вызвавший во мне положительные эмоции.
Коротко ещё о нескольких минусах.
Тема суперспособности Ани и умения её контролировать не раскрыта: всё происходит ни с чего, проблема решается буквально по щелчку пальца.
В финале автор надумала подбавить трагизма, но это было ужасно предсказуемо, да и сама сцена вышла какой-то скомканной.
Последняя глава и эпилог максимально странные. Возможно, таким образом автор создаёт задел на продолжение и пытается заинтриговать читателя, но лично со мной эффект вышел противоположный: ещё остававшаяся толика любопытства испарилась во мне, как последняя капля росы под палящим солнцем.Из плюсов могу отметить только образный слог автора. Писать «вкусно», с мелкими деталями, она умеет. Впрочем, когда за красивым слогом не находишь для себя ничего интересного, волей-неволей начинаешь утомляться от этой самой кружевной красоты «великого и могучего».
Уже в декабре на Кинопоиске выйдет сериал по этой книге. И я планирую его посмотреть. Может, я немножко мазохист. А может, мне просто очень любопытно, что из всего этого сделают киношники. Кажется, впервые я надеюсь, что экранизация будет просто по мотивам.
311K