Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Maze Runner

James Dashner

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июня 2014 г.

    Сразу предупреждаю, что здесь будет немножко спойлеров относительно следующих двух книг и очень много текста, смысл которого сводится к тому, что идея книги пусть и не нова, но довольно интересна, а вот исполнение откровенно отвратительное.

    Начну, пожалуй, с положительных моментов трилогии, ибо потом буду страшно ругать и плеваться.
    Читается действительно легко, затягивает так, что не оторваться. Ну и конечно пополнение моей коллекции «парней, о которых можно помечтать перед сном» еще парочкой интересных экземпляров сарказм. На этом все хорошее в книгах Дашнера заканчивается.
    При прочтении «Бегущего в лабиринте» у меня через каждые пару глав в голове проносилось: «О, это было в такой-то книге, а это в такой-то». Еще на стадии изучения аннотации идея с гигантским Лабиринтом, напичканном ловушками/чудовищами напомнила мне "Человека в лабиринте" Роберта Силверберга , ну и, конечно, миф о Тесее и Минотавре, упомянутый однажды главным героем. Помещение группы подростков на закрытой территории, постановка перед ними определенной задачи, требующей единения и изучение их психологии в разных ситуациях – те же «Рыцари сорока островов» Лукьяненко . А уж сам побег из Лабиринта вообще почему-то напомнил «Город Эмбер» ; но это большая натяжка, признаю. Уверена, можно найти еще множество подобных аналогий, просто я либо не заметила, либо не читала этих книг. Все это не к тому, что книги – плагиат (не уверена, что Дашнер вообще читал что-то из вышеперечисленного), а к тому, что идеи-то совсем не новы. И если при прочтении первой книги я не видела в этом ничего страшного, ведь тогда казалось, что Дашнеру удалось органично соединить в своем романе все любимые мною моменты из указанных книг, то дальше начался такой «трэш и угар», что все положительное впечатление растаяло в мгновение ока.
    Честно говоря, от второй книги я ожидала обычного зомби-апокалипсиса. Но она началась с «вероломного предательства» и очередного витка издевательств над психикой несчастных подростков. Правда, лучше от этого не стало и зомби-апокалиспис все-таки начался, но чуть позже.
    Последняя же часть трилогии – ляп на ляпе, абсолютно нелогична и до ужаса штампована.

    А теперь – вопросы и нелогичные моменты, возникшие и возмутившие меня еще в Лабиринте и немного дальше:

    1. Сам Лабиринт. Как только Томас прибывает в Приют, только и слышно, какое это ужасное место – Лабиринт. Я ожидала кучу адских ловушек (внезапное пламя, ядовитые стрелы, проваливающийся пол – в лучших традициях Индианы Джонса, ну или как в Лабиринте Силверберга), но все что мы имеем – двигающиеся стены и действительно стремные монстры гриверы. Не отрицаю, описано мастерски, но когда начинаешь анализировать, то понимаешь, что не так страшен Лабиринт, как Дашнер его изображает. Особенно для ребят, изучающих его два года.

    2. Бегуны. Наверняка уже через пару месяцев беганья по Лабиринту они обнаружили, что рисунок повторяется. Но при этом продолжали бегать, совершенно не пытаясь найти новые подходы в изучении Лабиринта. Минхо вскользь упомянул, что они пытались взобраться на стены, но ничего не вышло. Почему? Что именно они делали? Почему у Томаса все получилось с первого раза, притом, что он еще и Алби тащил наверх? Конечно, Томас, якобы умнее и круче всех остальных, но не стоит забывать, что все приютели, в принципе, обладали коэффициентом интеллекта гораздо выше среднего и нехилой физической подготовкой. Плюс, у них было целых два года. Забравшись на стены, можно было следить за изменениями рисунка Лабиринта, не выходя за пределы Приюта. Не знаю, какой ширины коридоры, но можно было попытаться проложить «мосты» между соседними стенами, благо, с древесиной проблем не было.
    Можно было соорудить что-то вроде параплана; наверняка нашелся бы смельчак, рискнувший прыгнуть с Обрыва.

    3. Гриверы. Почему никто кроме Томаса никогда не пытался убить гривера? У бегунов всегда с собой было оружие. Притащить мертвого гривера в Приют, разделать его и изучить. Наверняка бы нашли «выключатель» о котором внезапно упомянула Тереза в конце третьей книги. Почему не пытались устроить «охоту» на гриверов? Почему не проследили за ними, не выяснили, где они прячутся днем? За два года бегуны не нашли в Лабиринте ничего кроме стен и Обрыва. Но где-то же должно быть логово этих киборгов, где-то же должны были они подзаряжаться. В Приюте было электричество, так почему никто не пробовал «поджарить» гриверов? Их наверняка можно было закоротить.

    4. Поставки продовольствия. Что именно приютели пытались заказывать? Оружие изначально было в Приюте, или им его прислали? Что насчет огнестрельного оружия?

    5. Грив-сыворотка. Абсолютно всем ужаленным давали сыворотку. Но как именно действует яд без ее воздействия? Возможно, он не смертелен. Как действует сыворотка на НЕужаленного? Честно говоря, окажись я со стертой памятью в неизвестном и таком нелогичном месте как Приют и Лабиринт, то постаралась бы получить максимум информации о том, что меня окружает. И не побрезговала бы проводить эксперименты на себе и приютелях-добровольцах, если бы таковые нашлись.
    Почему никто не попытался добровольно вернуть себе память через Превращение? Ведь это великолепный шанс пролить свет на то, каким образом они оказались в Лабиринте и как найти из него выход.

    6. Карты и калька. Ну, это вообще классика жанра. Я подумала о кальке, как только в первый раз прочла о картировании Лабиринта. Конечно, приютели вряд ли знакомы с таким количеством детективных и приключенческих историй, как я, но у них было ДВА ГОДА, чтобы додуматься наложить карты друг на друга.

    7. Эти чертовы паттерны и Варианты. Звучит, безусловно, красиво, но совершенно необоснованно. Такое ощущение, что Дашнер так и не смог придумать, зачем все это нужно. Каким образом изучение психики подростков (с еще не сформированной окончательно ЦНС!) в стрессовых ситуациях помогло бы в борьбе с вирусом? Не проще ли было сразу изучить мозг иммунов на молекулярном и биохимическом уровне? Что такого в их нейроглии, что вирусы не реплицировались? Может, пролема вообще в преодолении ГЭБ, а они издеваются над детьми и лезут ковыряться в их мозгах.
    К тому же, вскользь было упомянуто, что этот вирус был создан искусственно и планировался использоваться в качестве биологического оружия. Значит, наверняка были проведены клинические испытания, ОБЯЗАТЕЛЬНО разработаны способы борьбы с эпидемией, так что ученые должны были бы знать, с чем имеют дело. Я все ждала, что вот Томас получит обратно потерянные воспоминания (к чему он и стремился полторы книги), и нам объяснят, что за херней вообще страдает ПОРОК, но облом, ГГ внезапно решил не вспоминать о «своих преступлениях». Хоть бы Тереза что-то рассказала, но ее ВНЕЗАПНО выпилили в самом конце.

    8. «Любовный треугольник». Как ни печально, он все-таки был, хотя первая книга и подавала какие-то надежды на нормальную любовную линию.
    Логика Томаса меня просто вынесла. Бренда обманывала Томаса, потому что просто выполняла свою работу. Ну и извинилась за это как-то невнятно. Тереза обманывала Томаса, поскольку эта была единственная для нее возможность на тот момент спасти его жизнь. О чем она неоднократно повторяла после. И она просила прощения. Не один раз.
    Терезу Томас знает с самого детства (о чем он все-таки частично помнит), они имеют телепатическую связь, Тереза остается на его стороне до самого конца, даже вернув свои воспоминания. Тереза умна, Тереза пытается поступать правильно.
    Бренда – пустой и картонный персонаж. Она даже до Мери-сью не дотягивает. С Брендой Томас знаком меньше месяца. И эта девица явно не совсем адекватна, учитывая то, что она буквально «сексуально домогается» Томаса в их первую встречу. Даже в самой последней главе третьей книги Томасу кажется, что девушка что-то недоговаривает, но он от этого легко отмахивается. В то время как в словах Терезы он умудрялся находить скрытый смысл, которого там и не было.
    И дело даже не во внешности, ведь самое первое появление Терезы сопровождается мыслями Томаса об ее неземной красоте.
    В общем, либо Томас придурок и размазня, раз так сильно впечатлился «предательством» Терезы, что побежал искать утешения в объятьях первой встречной, либо же Дашнер просто не разбирается как в женщинах, так и в своем же главном персонаже.

    9. Персонажи совершенно не развиваются. А Томас так вообще деградирует. Внезапно отказывается от решения докопаться до правды и выяснить, что именно руководило им при постройке Лабиринта и проведении всех этих испытаний над собой и остальными приютелями. Это совсем не тот Томас, что предстает перед нами в первой книге.
    В третьей книге начинается такой жуткий ООС многих героев, что вся она выглядит как не очень качественный фанфикшн. Концовка заставила меня вспомнить "Голодные игры" , ведь Китнисс после всего реально тронулась умом. На долю Томаса, на мой взгляд, выпало не меньшее количество испытаний и психологического гнета (если не больше). Но он остается адекватным. Неправдоподобным и ООСным, но адекватным.

    Не могу сказать, что жалею о прочтении, но книги все-таки не оправдали моих ожиданий. Подождем фильм, может быть они смогут сгладить некоторые нелогичные моменты.

    Отдельно хочу отметить перевод sonate10 , выполненный на действительно высоком уровне; другие переводы не осилила дальше пары глав.

    8
    32