Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В подвалах отеля "Мажестик"

Жорж Сименон

  • Аватар пользователя
    Аноним11 октября 2023 г.

    Биотопная аквариумистика

    Интересно звучит, согласитесь. А означает всего лишь направление в искусстве создания аквариумов с максимально приближенными к природе условиями. Не всегда эффектно, затратно по времени и требует тщательного изучения исходных данных. Зато сколько возможностей понаблюдать за естественным поведением рыб - обустройством гнезда, нерестом, иерархическими связями в стайках, охраной территории...
    Так, неожиданно, мне пришло сравнение с Жоржем Сименоном и его знаменитым комиссаром.

    Поиски новых форм в любом литературном жанре нескончаемы, в большей или меньшей степени. Кому-то удается стать узнаваемым, кто-то выбирает стилизацию под востребованные вариации. Сименону удалось практически невозможное, он избежал чужого влияния, капризов моды и сконструировал индивидуальный художественный мир. Придумав загадки для своих детективов, автор создал необычного героя - комиссара Мегрэ, человека который не козыряет дедукцией и не практикует глубокомысленные замечания. Большую часть расследований он молчит, курит и пытается понять преступника.

    Трудно припомнить в историях о Мегрэ, чтобы он или его сотрудники озаботились отпечатками и прочими уликами на месте преступления. Этот "ловец" внимательно присматривается к совсем другим вещам - его интересуют жесты, слова, взгляды, молчание...О, это красноречивое молчание. Оно так показательно в каждом романе. К нему нелегко привыкнуть. Его мудрено понять. Но если вам, читателю, удается притормозить и помолчать совместно с комиссаром, то прогулки по набережной Орфевр, жарко натопленный кабинет с чугунной печуркой и давно остановившимися каминными часами приоткроют вам свои тайны.

    Детектив не вполне детектив.
    Детектив написать непросто, это утверждение не требует доказательств, как таковых. Сименон сделал практически невозможное, он перенес центр тяжести - в его романах само раскрытие не стоит во главе угла. Его скорее интересует то что было до, отчего произошло и что предшествовало. Это, кстати, повлияло и на то что основная часть преступлений, которые расследует Мегрэ скорее бытовые и будничные.

    Не соблюдаются правила игры.
    Есть такое выражение:"Правила для того и созданы, чтобы их нарушать..." Спорно.
    Но Сименон именно это и практикует. Отказавшись от тайны, он создаёт характеры. Являясь, безусловно, очень реалистичными, в историях расследований у автора практически отсутствуют алиби у подозреваемых и свидетелей, что традиционно для жанра, установление личности не является первоочередной задачей, а какие-то признаки научного изучения улик вообще отсутствуют. Интуиция - вот главный инструмент для комиссара Мегрэ.

    Нет и намека на любовную линию.
    Ни малейших признаков этого чувства. Возможно, само повествование в полутонах и приглушении звуков вытеснило слишком яркие эмоции. Оставив, безусловно, более типичные по жизни чувства...привычки, привязанности, влечение, раздражение, зависть, корысть.
    Мегрэ как рыцарь без сверкающих доспехов. Всегда корректен, уверен и предупредителен к женщинам. Редкое качество. Стопроцентный буржуа, который в поступках гораздо больший аристократ, чем те кто являются ими наследственно.

    Нет ни вполне положительных, ни целиком отрицательных персонажей.
    Совсем не удивительное решение. Для Сименона и для его комиссара. Каждый злоумышленник в первую очередь человек, с достоинствами и слабостями. Для того чтобы провести расследование необходимо переиграть его, перебороть на основании более или менее объективных данных. И подвести к признанию, идеально если оно будет исповедью. Для очищения.

    У романов нет ни хорошего, ни плохого конца.
    Ещё одна особенность романов о Мегрэ. Финальная глава не несёт в себе особых откровений, плавное, неторопливое повествование уже подводит читателей к окончательному разрешению ситуации. Все герои расследования психологически понятны, многословие вообще не в стиле комиссара. Последняя трубка. Усталость, накатывающая после пары дней напряжённой работы. Вялость. Иногда какой-то жест симпатии или вопрос, не всегда имеющий прямое отношение к преступлению.

    Все это, от первого и до последнего слова, соответствует всем романам Сименона.
    И для "В подвалах отеля Мажестик" не сделано исключения. Самое интересное в этой истории, помимо людей, - атмосфера. С самых первых строк, с чирканья спички и шипения газовой конфорки. Слишком горячий кофе, свет, который мешает заснуть...глоток прохладного воздуха и скрип заднего колеса велосипеда. Служебный ход в отель и пустые коридоры раннего утра. Нечто особое, изнанка жизни, тот самый аквариум, о котором я писала в самом начале. Три толстухи, суетящиеся в кафетерии, утренние кофейники, выстроенные в ряд. Разноцветные бумажки для учёта.

    И совсем другая жизнь, для постояльцев. Позолота, ковры, бар и дансинг. Громко, денежно, нарочито.
    Проспер Донж, рыжий, нелепый, мосластый. Неловкое слово, которое мгновенно даёт физическое описание. Нам и Мегрэ предстоит понять кто он, на что способен. Как связан с миссис Кларк, женой весьма состоятельного американского дельца, любителя каруселей и танго.
    Сам же мистер Кларк не менее занимателен в своих импульсивных поступках и в продуманном поведении.
    Так же как и две старые...тут не стану кривить, шлюхи. Лишь добавлю, в них больше порядочности и человечности по итогам истории. И именно по отношению к одной из них, Жижи, комиссар сделает жест, тот самый неловкий и милосердный, характеризующий его более всех многословных описаний.

    И в этом романе, несмотря на разоблачение и арест, в финале скорее жизненное многоточие.
    Многозначительное. Не гарантирующее. Прохладное.
    Лишь слегка попахивающее трубочным табаком.

    51
    682