Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Видоизмененный углерод

Ричард Морган

  • Аватар пользователя
    Аноним10 октября 2023 г.

    Признаться, я взялся за эту книгу потому, что в жанрах значится «фантастический детектив». Но детективы бывают разные. И хотя Такеси Ковач к концу книги таки выясняет, кто совершил убийство (расследовать которое его и наняли) и почему, я бы отнес эту историю к жанру «боевик». Вероятно, отчасти моя реакция на сюжет связана именно с тем, что я собирался почитать детектив, и поведение Ковача большую часть истории мешало моему желанию.

    Что же касается фантастики… Нет, безусловно, она там есть: далекое будущее, технологии лезут изо всех щелей, однако само общество словно деградировало. Будто человечество, наконец, победившее старушку смерть, дало выход всем своим мрачным инстинктам, так что в нарисованном нам будущем и жить не хочется. И не потому, что цифровая слежка или еще какие-то признаки антиутопии, нет, просто уровень преступности и извращений зашкаливает. И как-то я не очень согласен, что при наличии технологий люди скатятся в такое варварство. Все это «человеческая сущность не меняется» мне кажется странным, учитывая общее движение в сторону гуманизации, и потребительское отношение к людям (людской труд стоит дешевле, чем настроить высокие технологии) мне кажется крайне странным. И даже то, что это высказывает «древняя черепаха», не является оправданием, поскольку свою долгую жизнь она получила уже в будущем относительно сегодняшнего дня. Возможно, на момент написания книги автор не замечал подобных изменений, возможно, он хотел показать, что без настоящей смерти люди станут наплевательски относиться к цене человеческой жизни, а зажившиеся на этом свете богатеи станут проблемой общества, поскольку им тем более будет плевать на жизнь простых людей вокруг, но все это при чтении не особо чувствовалось. Да, про это было написано, но книга скорее производила впечатление, что история не про человечество будущего, а человечество прошлого, ну а все эти технологии добавлены для зрелищности и для большего смака злобности и извращений героев.

    Технологии будущего позволили выгружать сознание человека из тела, что и позволило избежать реальной смерти, но, если честно, я запутался, что же по мнению Моргана является важнее: тело или сознание. Учитывая, что тело теперь именуется пренебрежительно «оболочка», кажется, что сознание важнее. Однако судя по поведению героев, важнее именно оболочка. Отдельной темой проходит вопрос, является ли изменой, если супруг занимается сексом с супругой, загруженной в другое тело (по реакциям героев, является) или же является изменой, когда женщина занимается сексом с телом возлюбленного, которым сейчас управляет сознание другого человека (и судя по реакциям героев… не является). Выходит, что тело (его реакции и пр.) является более важным, чем сознание. И в таком случае потребительское отношение к человеку вдвойне кажется странным. Если даже с такими технологиями люди остаются привязанными к телу, в котором родились, если его реакциям ничего нельзя противопоставить, и сколько ты ни знай, что сейчас в теле находится кто-то чужой, все равно ты поддашься реакциям своего тела, то цена не человеческой жизни, как таковой, а ценность оболочки должна возрастать. Но нет, количество трупов на одну книгу так же велико, сколько их бывает в боевичках про бандитов.

    Сам Такеси Ковач и его реакции на происходящего остались для меня чем-то непонятным, хотя я и жил в его голове. Он не являлся рыцарем в блестящих доспехах и сам признавался, что его в свое время взяли в чрезвычайные посланники из-за склонности к психопатии, однако время от времени в нем вспыхивало какое-то странное благородство, которому мне не удалось сопереживать, но которое изрядно мешало расследованию, отчего даже вызывало раздражение. Однако благородство это относилось только к хорошим (в представлении Ковача) людям, а плохих (даже если это были просто пешки, выполняющие свою работу) можно было с легкостью убивать (причем по-настоящему, без возможности последующей выгрузки). И это, опять же, сводит возможную драму к дешевому боевику.

    Сложно сопереживать судьбе девушки-преступницы, убитой (не по-настоящему) в начале книги, если Ковач вспоминает о ее смерти, как о последнем эпизоде его собственной жизни перед выгрузкой в совершенно новом теле на совершенно другой планете (перед этим он тоже погиб). Странно принимать жертвенность Ковача ради Ортеги, когда он, зная, что с ним (а значит, и его нынешним телом) будет покончено, шепчет ей, что нашел доказательства, чтобы освободить ее возлюбленного из «тюрьмы», ей нужно только довести дело до конца, и тут же отправляет тело этого возлюбленного на растерзание (вспоминаем, что для людей этого будущего тело-таки важнее, чем сознание). Если говорить о крепких связях, которые именно прочувствовались в ходе чтения, это связь Ковача и его друга, Джимми де Сото, погибшего на Инненине. Видимо, парню «повезло» умереть окончательно, отчего он и врезался в память Такеси. Если честно, первый кошмар, связанный с Инненином, и смутные намеки на то, что там происходило, произвели на меня большее впечатление, чем весь основной сюжет. Но, наверное, я нафантазировал себе что-то более крутое, чем был готов дать своему миру автор, и дальнейшие флешбеки как бы намекали, что ничего сверхинтересного там не было, и все же мысль о том, что я бы почитал про Инненин, будь о нем в продолжении цикла, присутствовала.

    Что же касается сути детектива… Какая-то слишком крупная игра для каких-то слишком мелких дел. Конечно, оно так и в жизни, когда сильные мира сего для своих хотелок готовы стирать с лица Земли любые «незначительные» препятствия, но в рамках книги все это смотрелось как-то… нелепо, а от окончания дела во многом осталось неприятное послевкусие.

    С какой легкостью (хотя это произошло и не без изящества) Ковач избавился от Рейлины Кавахары, а потом оставил безнаказанной Мириам Банкрофт… ну такой себе финал.

    А вот самое внезапное: мне было несколько жаль уничтожение Дмитрия Кадмина. Да, наемный убийца, не представляющий из себя ничего хорошего, но он был как раз тем человеком, который от технологий будущего взял все, что можно, став «Лоскутным человеком». В этом плане он был любопытным экземпляром, куда более любопытным, чем все остальные персонажи.

    В общем и целом, я бы из книги сделал вывод такой: вместо того, чтобы плодить кучи разновидностей борделей, куда прибыльнее было бы создать центры семейной психологии и сексологии, чтобы помогать в том числе влиятельным людям решать их проблемы, не втягивая в это дело третьих лиц. И рычажки у основателя таких центров (если ей это так надо было бы) остались бы. Но автор книги, похоже, придерживался мнения, что куда мужественнее купить себе проститутку, чем обговорить свои истинные желания с женой (и не факт, что она оказалась бы против!) или обратиться к психологу, чтобы затем поработать над собой и решить проблему, не калеча жизни совершенно не связанных с тобой людей.

    В аннотации продолжения цикла снова звучат любопытные для меня моменты. Но учитывая, как в целом мое видение не совпадает с видением автора, боюсь, что и их он раскроет не так интересно, как я себе напредставляю. Поэтому не знаю, а стоит ли продолжать.
    Еще по книге есть сериал (который я хотел глянуть после прочтения книги), и в целом такой сюжет именно в качестве сериала смотрелся бы ничего (это в книге постоянные боевки и отвлечение от расследования утомляют, в фильмах такое занимает значительно меньше времени), но зная финал… В общем, еще подумаю, стоит ли смотреть сериал.

    Содержит спойлеры
    10
    471