Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
milkosh7 октября 2023 г.Оставь надежду, всяк сюда входящий...
К своему стыду, признаюсь: ещё несколько лет назад должна была познакомиться с этим романом по университетской программе. Но не сложилось. Знакомство произошло уже сейчас, после окончания учебного заведения.
Роман пропитан мерзостью и грязью средневекового Парижа. Под конец книги мне буквально приходилось брать перерывы от чтения, чтобы отойти от ужасов, которые происходили на страницах книги и не гневаться на героев ещё больше того, чем они заслуживают. И нет, это не делало книгу плохой - напротив, такие яркие эмоции могла вызвать только поистине гениальная книга.
Примечательно, что Гюго показал всех героев в развитии - мнения обо всех персонажах разительно менялось в процессе чтения.
Больше всего, конечно, было жалко малышку Эсмиральду. Бедная, наивная девушка, которая так мало узнала о жизни, но так сильно успела настрадаться.
"Феб" - одно слово, а сколько матов было в моей голове. Противный и недостойный тип людей, который, к сожалению, есть во все времена. Чёрный искуситель и буквальная смерть цыганки.
А Квазимодо? Бедный звонарь Собора Парижской Богоматери, который мог только любить, но никогда не получал любви и мало-мальского сострадания, уважения к своей персоне. И даже архидьякон взял его к себе на воспитание с корыстной целью - заранее замолить будущие пригрешения своего младшего брата.
Хоть в некоторых рецензиях и говорят, что этот герой такой же уродливый внутри, как и снаружи - абсолютно не согласна с этим! Квазимодо, как ни кто другой в этом произведении, на мой взгляд, по-настоящему знал, что значит душевная красота, что значит красота вокруг него, и что значит красота любви. Он с большим теплом и трепетом относился и к Клоду, и к Эсмиральде, и к Собору. Вспомним, с каким благоговением он относится к единственным существам (а тут их и вправду можно считать живыми), которые к нему хорошо относились - к колоколам. Он любил их, ухаживал за ними, дал им имена, считая буквально своими единственными и лучшими друзьями. Он спас Эсмиральду от смерти (да, потому что полюбил её, но полюбил красиво и искренне, а не вовсе как "ну мужик захотел бабу" (выдержка из одной из рецензий), ухаживал и старался не давать в обиду. Он делал всё, что она могла пожелать, даже несмотря на внутреннюю боль, на своё состояние, на то, что это очень сильно его обижало. И он действительно хотел, чтобы цыганка чувствовала себя хорошо, скрывался и пытался не показываться ей на глаза (ведь он урод!).
Он искренне хотел её спасти. И счастье для него в конечном счёте было не в обладании, а в созерцании. Ему было необходимо, чтобы она жила. Он любил её искренне и невинно. И последние строки тому подтверждение.
Великолепно в романе показана красота душевная в убогих телах, и тошнотворная, сгнившая душонка в прекрасных произведениях искусства.
Также стоит отметить шикарное описание ужасной власти:
● "Король тогда лишь уступает, когда народ вырывает";
● "Он оказался глухим и слепым одновременно. Вот условие, необходимое для того, чтобы быть образцовым судьёй";
● "Ничто так хорошо не разгоняет печаль, как зрелище уголовного судопроизводства, - настолько потешна глупость обычно проявляемая судьями";
● "Короли подобно Юпитеру Критскому - у них уши только в ногах".
И, кажется, даже в настоящее время ничего не изменилось. Цитаты на века. Актуальное произведения на все времена.
Описание Парижа, конечно, заслуживает отдельного внимания. Тут просто хочется встать и похлопать.
Одним словом, "Собор Парижской Богоматери" - шедевр!6340