Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
elite30 сентября 2023 г.Это роман об ощущениях
Всем известно, что тема войны красной нитью пронизывает практически все произведения Ремарка. Он знает о войне все. И поэтому его произведения сложны - герои и события в них не выдуманы, его романы автобиографичны.
Сюжет «Триумфальной арки» прост: на дворе 1938/39 год. Этнический немец Равик находится в эмиграции во Франции (частая ситуация тех лет), где встречает актриссу Жоан Маду, между ними завязывается роман.
Образы главных героев.
Образ Жоан можно назвать достаточно размытым - по большей части о ней мы узнаем из диалогов (и то можем лишь догадываться о многом на основании эмоций, которые героиня переживает). Она создает впечатление неглупой женщины, однако ее и нельзя назвать достаточно серьезной.
Она ревнива, истерична, эгоистична, полна противоречий.
Известно, что прототипом героини стала Марлен Дитрих, которую Ремарк любил до беспамятства.
Образ Равика, как главного героя, с которым мы переживаем события как настоящего, так и прошлого, прорисован в разы лучше. Мы узнаем, что в Германии он был хирургом, но несогласие подчиниться пришедшей власти заставило его бежать из страны. По-началу он кажется человеком сдержанным, холодным, отчужденным, однако быстро становится ясно, что у него открытое сердце. Он помогает Жоан в начале романа, не зная ее, имея на ее счет не самые приятные мысли, но все же помогает - человечности ему не занимать.
Практикуя под прикрытием другого врача, он открывается нам как хороший специалист, заинтересованный в помощи пациентам человек.
Но что их связывает с Жоан?
Равик не желает привязываться, при том, что в их отношениях он - дающий
Жоан же хочет быть с ним, несмотря на то, что у нее параллельно завязан роман с другим, и на то, что она - берущая
Эту взаимозависимость именуют любовью, которую лично я смогла прочувствовать лишь в конце романа.
Однако лейтмотивом романа служат не их отношения, а надвигающаяся катастрофа и…реакции на нее.
Как и в реальности, все реагируют по-разному: одни не верят и ничего не предпринимают, другие не верят, но предпринимают, кто-то верит и бежит, а кто-то знает, что всех ждет и медленно идет навстречу беде. К последним относится Равик.
Казалось бы, почему? Ведь у него есть Жоан, так почему бы не постараться удрать куда подальше от наступающих убийц? Тем более Равик на себе испытал все ужасы концлагерей и гестапо. Почему он ничего не предпринимает?
Ответ один - Хааке.
Неспроста этот герой появляется в романе. Хааке - символ прошлого и будущего, ночной кошмар Равика, человек, который меняет в глазах читателя образ Равика. Он виноват в смерти его возлюбленной Сибиллы, а истязания, которым подвергались в гестапо Равик и другие невинные жертвы режима, до сих пор стоят перед глазами и главного героя
И ним происходит невероятное - он превращается в злопамятного, жестокого, расчетливого убийцу. Все обнуляется, даже истерики Жоан на фоне встречи Равика с Хааке отходят на второй план. Нет ничего важнее мести. Отомстить, убить Хааке. И сначала нам кажется, что это личная история, однако сам Равик потом приходит к выводу, что это не о Хааке, это о нацистах в целом.
«Они и распоясались потому, что люди устали и ничего не хотят знать, потому что каждый твердит: «Меня это не касается». Вот в чем дело».
Когда месть совершена, Равик обмякает на наших глазах. Отказывается от поддельного паспорта, чтобы избежать ареста, сдержано переносит трагедию, произошедшую с Жоан, смиренно садится в грузовик, увозящий его на встречу страданиям…
«Человек может многое выдержать» - последние слова героя, однако складывается ощущение, что выдерживать он более не собирается. Терпеть, надеяться, верить, ждать - все это закончилось с убийством Хааке.
«Одного человека он любил и потерял. Другого – ненавидел и убил. Оба освободили его. Один – воскресил его чувства, другой – погасил память о прошлом. Не осталось ничего незавершенного. Больше не было ни желаний, ни ненависти, ни жалоб. Если что-то должно начаться вновь – пусть начинается»
Уход любви его жизни тоже поставил точку на будущем. Ампула с ядом всегда с ним, она давала ему надежду. Но а сейчас, когда даже Триумфальной арку не видно во тьме, вряд ли захочется выдерживать, бороться, противостоять, надеяться…
5351