Рецензия на книгу
The Story of the Lost Child
Elena Ferrante
LilaVanilla24 сентября 2023 г.Последняя часть квартета, венец тетралогии, идеальный финал. Перед мастерством Ферранте снимаю шляпу. А теперь по порядку.
Повествование делает круг и кусает себя за хвост: обе героини, Элена и Лила, снова живут в квартале друг рядом с другом, все в тех же декорациях, в искусственно суженном до размеров спичечного коробка мирке. Сюжет-уроборос кусает себя за хвост, здесь, в нищем квартале, все началось, здесь все и закончится: разобьются последние иллюзии, подведутся итоги и пройдет зрелость подруг.
Элена с переменным успехом пишет книги, прошибая лбом творческие кризисы, а вот с жизненными кризисами выходит посложнее. Что делать, если родила детей, которых не то чтобы осмысленно хотела, и теперь они не то чтобы тебя любят, мешают жить полной жизнью и реализовываться? Что делать, если одна семья развалилась, а другая, желанная, так и не начинается? Как быть с тем, что литературная карьера складывается медленно, а жить особо не на что, и ничего не умеешь, кроме как писать? Как и в реальной жизни, ответы на эти вопросы придут, когда все ошибки уже сделаны, и назад не откатить.
У Лилы все начнется с кризиса: потолок достигнут, реализация в профессии выше некуда, сумасшедшая зарплата, некоторое влияние в квартале... и выше не взлететь. Профессиональный успех не поможет выбить из квартала мафию, не поможет спасти своих близких от завезенного этой же мафией героина, не поможет стать кем-то, кем мечталось. Многим бы хватило: достигла потолка, так наслаждайся жизнью. Но неугомонная амбициозная натура может продолжить об потолок расшибаться с ужасающим упорством до полного разлома.
Проходят годы, разматываются клубки судеб, пестрый и переменчивый политический фон играет со второстепенными персонажами, как безжалостный ребенок - куклами: многие ломаются и откидываются прочь. А мы, читатели, можем только надеяться, что у такого-то и такого-то все сложится достаточно неплохо. Надежды, впрочем, оправдываются не всегда: все как в жизни, да.
Мне нравится эта натуралистичность Ферранте: в том смысле натуралистичность, что все эти несуразицы жизни падают на голову людям, независимо от того, заслужили они или нет, хорошие они или дурные, равно как и жизненные блага. Никакой справедливости и красивых финалов: каждому персонажу отмеряется не только и не столько по заслугам, сколько по случаю, среди прочего - и роковому.
Нравится и искренность, выдержанная на протяжении всех четырех томов. Пронзительная прямолинейность автора в диалоге с читателем, в судьбах героев: никаких кокетливых завитушек и попыток заигрывать. Недолюбленные дети вырастут в нелюбимых и нелюбящих взрослых. Те, кто обидел, не раскаются красиво, а будут жить и процветать. Те, кого квартал изломал и растоптал, останутся изломанными и растоптанными, и к ним не встанет очередь спасителей.
Все четыре романа я прочитала залпом, и вот, знаете, не надоело. Бывает такая усталость от книжных серий, что и интересно, вроде бы, а продолжать не хочется: надоело уже одно и то же про одних и тех же. А тут не надоедало. Напротив, я пыталась сделать паузы между томами, но чертовски тянуло продолжать.
"Неаполитанский квартет" - открытие года, штучная, уникальная, атмосферная и реалистичная, драматическая сага. Держит планку с первой до последней страницы. Всем любителям жанра, да и тем, кто просто ищет, что бы такого достойного современного прочесть - советую от души. Получите много удовольствия.
11359