Рецензия на книгу
Those Who Leave and Those Who Stay
Elena Ferrante
Аноним24 сентября 2023 г.Роман "История нового имени" закончился для героинь, в некоторой степени, оптимистично: они молоды, у них впереди вся жизнь, и есть уже сколько-то ума, опыта и ресурсов, чтобы эту жизнь не пустить под откос. Казалось бы, дальше должна следовать история успешного успеха про "из грязи - в небо", но третья часть саги возьмет увесистую дубину и хряпнет читателя по голове. От души.
Лейтмотив этого романа в том, что, к сожалению, выборы, сделанные нами и, в основном, за нас, когда мы были детьми, очень определяют дальнейшую жизнь и веер доступных возможностей. И условия нашего детства, как ни беги от них, будут прорастать сквозь нас, наливаясь отравленными плодами.
Вот Элена, пример того, как можно вывезти девушку из грязного бедняцкого квартала, но квартал останется в ней где-то в темных закоулках души, вытесняемый, заметаемый под ковер, но до отвращения реальный. Элена будет прятаться от него (и от себя), нырнув с головой в безрадостный брак и утопая в бессмысленной рутине. Тот случай, когда хотела спастись от ощущения себя тривиальной и бесталанной настолько, что чуть такой и не стала.
Помните, я говорила в прошлой рецензии, что именно в этой части Ферранте будет много говорить про брак? Так вот, здесь будет размышление о том, как классический патриархальный брак может стать ловушкой для амбициозной женщины. Сегодня ты получала образование, надрывая жилы в попытке стать лучшей, и мечтала писать книги. А завтра уже мечешься между готовкой, пеленками и вытиранием сопливых носов, пока популярные книги за тебя пишет муж.
И как же, черт возьми, талантливо она описывает, как год от года скудеет и выцветает жизнь Элены, превращаясь в рассохшуюся пустыню интеллектуальной и эмоциональной бездеятельности. Больно читать.
А вот Лина. Яркая, мощная, резкая, способная одним движением перевернуть все вокруг вверх тормашками, завязать обстоятельства в узел и перекусить, извините, жопой железный лом. Талантище, ставший жертвой родительского выбора, и ограниченный начальным школьным образованием. Личность, исподволь, но неотвратимо деформирующаяся под многолетним давлением нищеты и окружающего уродства, как дети, украденные компрачикос и помещенные в глиняные горшки.
Что бы она ни делала, куда бы дергалась, она будет сдавлена кварталом, квартал душит ее, будто омела. Не важно, работает ли Лина за гроши на фабрике или строит богатую компанию, не важно, с каким размахом она мыслит и как быстро бежит, квартал висит на ней пудовой гирей. Ее история душная и болезненно клаустрофобная, потрясающе прописанная и невероятно драматичная. История человека, у которого могла бы быть насыщенная, наполненная светом жизнь, но вместо этого - топтание на месте поближе к корням.
А вокруг героинь вихрятся политические пертурбации, фашистское насилие расплескивается через край, Неаполь покрывается заскорузлой коркой недоперемен и недо-новаций. Италия корчится, не зная, куда ей двинуться, а ее граждане радуются, если сегодня за ними не пришли. И все это на фоне чисто Феррантевской пестроты линий, судеб и перипетий.
Замечательная история, и с каждым томом все прекрасней становится. Грустно знать, что впереди осталась всего одна книга.
8198