Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним24 сентября 2023 г.Русский Сиддхартха
Идея духовного и нравственного возрождения потому так бередила умы классиков, что многие из них были людьми, прямо скажем, несвятыми. Нет смысла приводить примеры и вытаскивать дурнопахнущее исподнее уважаемых людей наружу, потому как с этим уже справились многочисленные подкасты, треды в "Твиттере", ролики на "Ютубе" и разгромные статьи в "Дзене". Все уважаемые люди за свои грехи сполна, представ перед судом новой цифровой формации общества, которая, в отличие от Пруста, не столь благосклонна к частной жизни гениев. Так что это пустое. И вообще - пусть текст говорит сам за себя, в отрыве от личности кого-бы то ни было, а особенно давно почившего автора.
В случае с "Воскресением", несмотря на многочисленные автобиографические детали, отстраниться как раз достаточно легко, поскольку роман соединяет в себе черты одних из наиболее наиболее индифферентных, "бесполых" жанров - притчи и манифеста. Большая часть его идей подается максимально лобовым образом: вот у нас сказка о принце, вышедшем за пределы дворца и обнаружившим страдания простого народа; вот совершенно лубочные карикатуры на церковников и многоуважаемого К.П.; вот максимально аляповатая и пошлейшая "любовная" линия, введенная исключительно для демонстрации преображения нашего Будды; вот прямо манифестируемые идеи относительно проблем законотворчества и системы наказаний... И разумеется финал, в котором преображенный и преисполнившийся в своем сознании сказочный принц водит пальчиком по строчкам Евангелия, плача от умиления над собственными новообретенными добродетелями.
К этой манифестной и совершенно монофонической форме можно было бы придраться, поскольку из-за нее роман будто бы проигрывает в плане чисто эстетическом, но есть ощущение, что именно эта форма оказывается единственно верной. И хороша она потому, что благодаря ей во время прочтения с текстом завязывается исключительно напряженный диалог, в ходе которого начинаешь то отчаянно кивать головой, подтверждая только что сказанное, либо бессильно разводить руками, когда тебе втирают какую-то совершенную ересь. И это замечательно, потому что далеко не каждый текст способен вызвать тебя на такой оживленный спор.
Известно, что любой текст нужно читать дважды - первый раз ради сюжета, а уже второй - ради идей. "Воскресение" упрощает эту задачу, потому что совершенно вспомогательные сюжетные линии падения и возрождения Нехлюдова и Масловой нисколько не отвлекают внимание на себя и позволяют сосредоточиться на главном. К слову о духовном падении: его причины потрясающе лаконично и исчерпывающе изображены в первых главах всего одной фразой. Падение происходит тогда, когда ты "перестаешь верить себе и начинаешь верить другим". Вот это потрясающая формулировка. Браво.Пишут, что планировалось продолжение. Я почему-то уверен, что в нем наш русский Сиддхартха, прозрев и познав все ужасы жизни, а также открыв для себя истинные Законы Божьи, в конце концов обнаружил бы себя на месте главы секты. Потому что сколько не медитируй над притчей о виноградарях, сколько не изумляйся глубине нагорной проповеди, но до тех пор, пока в глубине сердца твои благие поступки вызывают у тебя умиление прежде всего самим собой, вероятность из Будды Шакьямуни превратиться в Секо Асахару будет оставаться.
4366