Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Невыносимая легкость бытия

Милан Кундера

  • Аватар пользователя
    strannik10217 мая 2014 г.

    Эта книга, если её попытаться спроецировать на плоскость, разложить по осям координат, окажется явно как минимум трёхмерной. По шкале сюжетной, событийной выстроены несколько разных, пусть и переплетённых линий; по шкале философской смыслы тоже накладываются друг на друга и взаимно дополняются. И по шкале книжного последействия также есть несколько волн приливов и отливов. Впрочем, мне об отливах говорить ещё рано — книга только-только прочитана и ещё не до конца осмыслена и прочувствована. Но уже одно то, что несмотря на разные бытовые отвлечения мозг постоянно возвращается к книге и к судьбам персонажей, говорит о длящемся последействии. И в данном случае следует произносить не "героев книги", но именно "персонажей", потому что, как мне показалось, сквозь прописанные персонажные судьбы проглядывают реальные истории героев уже не книги, но самой Жизни — нас с вами, молодых и более возрастных читателей; судьбы ровесников Кундеры, современников и участников тех Пражских событий 1968 года — и Пражской весны и последовавшего затем "дружеского рукопожатия" армий стран Варшавского Договора (хотя в интерпретации автора никто кроме СССР, а в авторской версии попросту России, войска в Чехословакию не вводил, по крайней мере никакая другая страна в связи с этим не упоминается).

    Основных сюжетных линий две — судьбы Терезы и Томаша, и судьбы Сабины и Франца. И содержание их жизней, в общем-то, самое обычное — любови и сексуальные игры и приключения, профессиональная деятельность и увлечения, дружбы и всё прочее, чем заполнена повседневная жизнь миллионов людей в самых разных странах. Но! Август 1968 года, Советские, немецкие и пр. танки на улицах чешских и словацких городов и деревень, фильтрация по принципу — "любишь Советы — не любишь Советы", запреты на профессиональную деятельность в отношении тех, кто Советы не любит. Ощущение несвободы и постоянного партийного и идеологического давления. Все другие признаки и приметы несвободы и зависимости. И изломанные и исковерканные биографии и судьбы...

    Но что делать с ощущением — "счастье–несчастье"? Как быть с осознанием личной свободы или несвободы, и как понять, свободен ты или несвободен? Следуешь ты за основной массой, которая чаще всего формирует моду (моду как модальные значения по любому вектору и признаку) или самостен и индивидуален? И что такое кич, как освободиться от него, и возможно ли быть от кича свободным вообще и в принципе? И как научиться понимать истинные наши желания и побудительные мотивы? И насколько свободны мы в своих жизненных выборах, свободны и безошибочны? И какова роль случая в формировании и реализации наших жизненных планов? Всё это и много другое разложено автором по полочкам своих размышлений и рассуждений — разложено убедительно и качественно, талантливо и авторитетно. И тут важно то, что автор просто подталкивает своего читателя к рассуждениям на приподнятые над плоскостью бытия темы, совсем не принуждая его соглашаться со своей философской концепцией этого самого "невыносимо лёгкого бытия"...

    Конечно так и хочется вытянуть цепочку собственных рассуждений на обозначенные автором темы "свободы — несвободы" в связи со всеми современными событиями. Потому что конечно же всё это есть и сейчас, есть вот тут, совсем рядом с нами, проходит прямо сквозь нас, наши семьи... Но, наверное, это будет уже другой формат, неуместный здесь, на LL...

    70
    1,1K