Рецензия на книгу
Острова в океане
Эрнест Хемингуэй
Аноним17 мая 2014 г.Сильно! Глубоко, печально и очень одиноко. Эти чувства не покидали меня весь роман. В рецензии будут СПОЙЛЕРЫ, и хотя я обычно стараюсь обходиться без них, но "Острова в океане" не дают мне такой возможности, они требуют предметности.
Последний и недописанный роман Хэмингуэя накануне самоубийства. Чувствуется, что он не дописан, так много историй осталось за кадром: что же случилось с Вилли, почему они с Генри перестали дружить, чем кончил Роджер Дэвис... вырваны целые пласты жизни Томаса Хадсона: как его завербовали, как он оправился после гибели двух младших сыновей?... Но обо всем по порядку.
Чтение иногда шло очень тяжело. Морская терминология, с которой я абсолютно не знакома (была), диалоги, в которых периодически не понимаешь, кто с кем говорит. А потом так, Бац! Выясняется, что на катере есть еще Джордж, которого как-то вскользь упомянули и ты о нем и думать забыл. Может, это вынужденные потери незавершенного романа, а может, автор пишет так, словно ты знаком с предметом, словно ты там, рядом со всеми и пусть до того, как ты заглянул в словарь, ты был уверен, что фарватер это какой-то прибор, но даже некоторое незнание не мешает следить за происходящим и чувствовать силу этого романа.
В самом начале к Томасу Хадсону приезжают три сына от двух бывших жен. Чудесные дни, живописная панорама, крайне приятное времяпрепровождение. Образцовое отношение братьев друг к другу, к отцу. Но! Мрачные тяжелые мысли закрадываются в голову, пытаешься отогнать их, но они навязчиво возвращаются вновь. Случайные фразы, наспех брошенные слова, непрошенные воспоминания, и ты уже знаешь - беда неизбежна. В "Бимини" еще есть место доброму солнцу, искренней радости, дружбе, любви, но уже тогда все было пропитано смертью.
Началась война. И на Кубе мы видим погрязшего в алкоголизме Томаса Хадсона. Его старший сын погиб страшной смертью. То ли Томас пьет, чтобы забыть, то ли чтобы помнить, он потерял сам себя. Читателю грустно, что он уже никогда не соберет своих мальчиков на подводную охоту, не напишет их в лучах заходящего солнца, в его жизни остался только кот и последний ориентир - слепое служение долгу. А потом повествование перепрыгивает "В море". Самая трудная для меня часть. Томас не пьет, алкоголь бередит память, но он уже ходячий труп. Без цели в жизни, без любви, без мыслей, он держит свое нарастающее горе внутри и даже не пускает его в сознание, а томит где-то в бессознательном. Пустота, одиночество, страх - предвестники неотвратимого конца. Даже о любимом занятии он вспоминает только когда уже совсем-совсем поздно что-то менять.
Эмоции, порой спрятанные за обыденными фразами, так сильно меня одолевали. Не покидала мысль, что Хэмингуэй писал о том, что сам чувствовал (ведь Томас Хадсон - самый его автобиографичный персонаж), и что чувствовал он смерть, он желал ее, как избавление от тяжелых мыслей, которые даже невозможно утопить в спирте.
И пусть иногда этого автора сложно читать, но я уже давно решила, что со временем прочту все его книги. Та эмоциональная отдача, которая сопровождает каждую страницу, дает бесценный опыт, и пока еще я не знаю, что именно мне дали "Острова в океане", но я безошибочно чувствую, что не раз о них вспомню.
7167