Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Час Быка

Иван Ефремов

  • Аватар пользователя
    LuchezarRatibora21 сентября 2023 г.

    Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет!

    Сюжет в двух словах:

    «На Земле наступил благословенный коммунизм как высшая ступень развития человеческого общества. Земляне полетели на дальнюю планету Торманс, где проживали человеки, имеющие общих предков с землянами. Но на Тормансе в качестве формы правления и политико-экономического строя давно был установлен олигархический капитализм. Земляне во что бы то ни стало решили насильно нести добро.

    Земляне: — Эй, на Тормансе, вы неправильно живёте, пустите нас, мы вас научим доброму и справедливому благословенному коммунизму.

    Главы Торманса: — Идите в жопу, нам и так хорошо, мы так давно живём, нас всё устраивает.

    Земляне: — Нет, вы сами не знаете своего счастья, вам надо непременно помочь. Если вы не согласны, то мы вас угондошим современным оружием. Потому что коммунизм — самый добрый, самый справедливый, самый добровольный и самый высший этап развития человеческого общества».

    И если даже представить счастливое утопическое коммунистическое общество, как оно представлено в романе, то всё равно банальная логика и жизненный опыт подсказывают, что нет единого пути развития разных цивилизаций, стран, народов, при возможных общих формациях присутствуютсвои индивидуальные особенности и скорости переходов. А это будто невдомёк пришельцам с Земли, они видят свой путь единственно верным.

    Вообще, роман изобилует социологическими и экономическими рассуждениями, насколько коммунизм (подразумевается СССР) хороший, а госкапитализм (США) и лжесоциализм (Китай) плохие. При этом счастье человека откровенно измеряется баблом и доступом к ресурсам (и знаниям как виду ресурсов). По логике, получается, что немногочисленный класс эксплуататоров —счастливы до невозможности, а все остальные несчастны. Невдомек гласу автора, называющего через своих героев жизнь и бытие инфернальностью (перманентным страданием),что богатые тоже плачут, что страдание — необходимое, обязательное и непременное условие не только развития, но и существования жизни. Стремиться уменьшить страдание (для этого среди прочих спустились бодхисаттвы на Землю) —достойное стремление, но считать, что это можно сделать лишь через материальную составляющую и общественное устройство — тщетная утопия. Да и вообще, одна из главных идей коммунизма о равноценности и равнозначности всех людей противоречит иерархическому и хронологическому строению природы и Вселенной.

    Напомню, что при всех самовосхвалительных лозунгах персонажей, которые коммунисты, они ради мира во всём мире готовы не оставить камня на камне, а принести благо отсталым капиталистам хотят огнём и мечом. В общем, как всегда, слова расходятся с делом. Такое было, есть и будет: крупные империи с помощью своей силы всегда будут проводить экспансию на более слабых соседей под благим предлогом. А самое главное и интересное, что иногда со стороны сильной и властной армии это лишь повод и способ поиметь ресурсы с более слабого, а иногда империя действительно подтягивает и развивает отстающие народы в экономическом и социокультурном аспектах, часто это то и другое в диалектическом единстве (я поднимал эту тему в своём романе «Homo animalis»).

    Воззрения коммунистического атеизма и вера во всемогущество человека и его свободу воли тоже представлены. Будто нет очевидных тысячелетних наблюдений ограниченности и во многом фатальности человеческих судеб.

    В своём романе «Ларец Пандоры» я размышлял о возможном построении полузакрытого общества на коммунистических принципах. Но это возможно лишь тогда, когда эпоха капитализма в цивилизационной спирали развития эволюционно себя изжила, не раньше: должны измениться сознание, психология и восприятие критически большой массы людей, только тогда возможен глобальный переход. Перепрыгнуть из дикого социализма сразу в благословенный коммунизм не получится, и святой авторитет для коммунистов Карл Маркс писал об этом.

    4
    835