Рецензия на книгу
Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы
Александра Баркова
Аноним18 сентября 2023 г.Славянские мифы, где почти нет про Купалу и Сирин. Но есть много всего интересного!
Наткнулась я на эту книгу случайно, гуляя среди книжных стеллажей и столов на выездной книжной ярмарке какого-то издательства или магазина. Книжка меня заинтересовала своим названием, и именно упоминанием праздника Ивана Купалы.
Дело в том, что я как раз искала достоверную информацию по славянской мифологии и именно по этому празднику, чтобы не ориентироваться на статейки из интернета, которые в большинстве своём копирайтят друг друга.
Про Велеса и Мокошь в книге действительно можно прочитать, но им уделено меньше книжного времени, чем другим вопросам. Про непосредственно праздник Ивана Купалы тоже удалось почерпнуть мало. Много там про русалок – Мавок, Берегинь, про Лебедь белую, про символизм, про отношение наших предков к миру потустороннего – всё описано достаточно понятно. Можно отследить и понять психологию и логику поведения, обычаев славян, мотивы их верований, традиций. Довольно много информации про тотемных животных, про их образы в дошедшем до нас творчестве.
Много про пращуров, про покойников, про разные божества и про духов.
Интересно было прочитать про Ящера и Коркодию (Коркодела) – о развенчании мифа, что были на Руси крокодилы. Про культ богов и их низвержение тоже занятно.
В общем и целом, несмотря на научный язык, мне не хватило какой-то систематизации. Начинаешь читать про одно, выходит про другое. Я довольно много почерпнула про Русальную неделю, про возложение роз, розалии, и связь этих праздников, но, допустим, даже не поняла про Купалу – информация оказалась смазанной. То же могу сказать про птицу Сирин. Про Семаргла помню по прочтении, про Сирин – нет. Кажется, её упоминали как птицу радости...
Делаю вывод, что это такая заманиловка в названии, чтобы читатель клюнул на знакомые слова и образы.
Не понравилось, что автор делит людей на категории, причисляет тех, кто не достаточно сведущ в вопросе – малограмотной частью населения. Слово «малограмотный» сейчас кажется не слишком популярным в обиходе, и огульно записывать в малограмотные всех, кто никогда не изучал славянский фольклор, эпос, как-то слегка некрасиво.
Даже если автору несимпатичны неоязычники, и вообще люди, строящие странные теории об истории и славянском наследии, всё ж таки наверное можно быть более корректной.
Мне как человеку интересующемуся, но не сведущему, никогда не изучавшему тему, некоторые моменты в книге показались странными и лишенными доказательств.
Автор ругает кабинетную мифологию, однако сама высказывает какие-то факты, которые, как мне показалось, ниоткуда не вытекают, не следуют из того, что она опровергла до этого какой-то прошлый факт. То есть – если неверно одно, то это же не значит, что тогда абсолютно верно любое другое.
Из последнего запомнившегося – про бабу Ягу. Всё очень интересно и понятно, есть отсылка на "Исторические корни волшебной сказки" Проппа. И про курьи ножки всё понятно, и про воздушное погребение, и про связь с миром мертвых, про инициацию юношей в лесу. Но откуда взялось, что баба Яга – чей-то мифический предок рода? Тогда у каждого из инициированных должна быть своя баба Яга. А, значит, и своя избушка и т.д. Если это есть у Проппа, тогда хорошо бы как-то на это намекнуть, а то непонятно. Просто факт из воздуха.
Что мне нравится – автор дает понять, что серьёзно относится только к тем фактам, что доказаны официальной наукой, то есть призывает развивать критическое мышление и не верить всему написанному на слово.
Автор даёт ссылки в конце книги на другие научные книги своих коллег и учителя – Никиты Ильича Толстого.
Я видела в отзывах на книгу, что многим не понравилась рекомендация в такого рода литературе книг Елизаветы Дворецкой – это, вроде как, автор славянского фэнтези. Меня такая рекомендация не расстроила. Если это приключенческое фэнтези, которое можно читать подросткам, и они через это чтение проявят интерес к вопросу, захотят когда-нибудь серьёзно изучать славянский фольклор – это ведь неплохо. Точно также, как хорошая приключенческая научная фантастика формирует уважение к ученым, путешественникам, к собственно науке. Вреда здесь, скорее, нет.
Про само издание. Бумажная версия – приятная книжица с неброским оформлением в твёрдом переплете. Я не купила, так как пожалела денег. Цена была кусачая. Долго искала в электронке, почему-то книга была снята с продаж или просто не в доступе. В том числе на сайте издательства не было. Но я её, наконец-то, нашла и читала – сначала в попытках найти интересную для себя информацию. Потом подряд, глава за главой.
В целом мне понравилось. Всё как-то логично наложилось на представления о славянском эпосе, фольклоре, традициях и укладе, которые у меня уже были. Что-то прояснилось и возникло желание прочитать того же Проппа. Что уже хорошо!
Но! Несмотря на то, что я не разбираюсь в вопросе, были моменты, которые мне показались недостаточно обоснованными и доказанными. Есть ощущение, что что-то автор сама докрутила!
Почему взяла почитать именно книгу Барковой. Я так поняла, что всё-таки Баркова ученый, опирается на исследования и факты, и книга совсем новая, недавно написанная и изданная – а это значит, в ней, по идее, должны быть самые последние трактовки, наработки, систематизация всего предшествующего материала.
Так это в действительности или нет – может, не мне судить, но при выборе я руководствовалась именно этими соображениями.
2241