Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Западня

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним13 мая 2014 г.

    Жутко. Раньше самым страшным для меня произведением была «Крейцерова соната» Толстого, после прочтения которой Стивен Кинг казался мне добрым сказочником. Теперь Золя потеснил Льва Николаевича в моём рейтинге писателей, произведения которых леденят кровь и загоняют душу в пятки.

    Что есть такое «Западня»? Это и инфернальный Париж с кабаками на каждом углу; и соц. система, выжимающая человека настолько, что несчастному остаётся только идти в тот самый кабак (благо он, родимый, рядом) и заливать внутреннюю пустоту водкой; и какая-то внутренняя тяга человека к саморазрушению. Причём для этого разрушения достаточно «плыть по течению», а проблемы и неприятности можно просто «послать к чёрту на рога». В общем, у меня такое чувство, будто я посмотрела документальный фильм о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Золя с какой-то страстью обрисовывает удушливую жару, и места сосредоточения этой жары (прачечные, кузница, мастерская Лорилле и «Западня» дяди Коломба) кажутся какими-то парижскими уголками ада, которые спокойно соседствуют с Лувром и благопристойными кварталами. Жутковатые контрасты.

    После прочтения «Западни» остаётся чувство тяжёлое, давящее. Тяготит безысходность (которая в литературе 20 века вообще расцветёт пышным цветом, но это уже совсем другая история:)). Золя силой своего писательского мастерства погружает читателя в пугающий парижский мрак, чередует радости и горести главной героини так, что не успеешь толком за неё порадоваться, а у неё всё опять не слава богу. С этим же мастерством автор описывает жестокость несчастного человека, безумную агонию алкоголика, житейскую мудрость и смирение восьмилетней девочки и трогательно-трагическую любовь кузнеца и прачки. Опять жуткие контрасты, показывающие всю противоречивость человеческой жизни…

    2
    67