Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним13 мая 2014 г.

    Давно заметила: если произведение не вызвало ярких эмоций, мне хочется сравнивать, анализировать, раскладывать по полочкам. Про любимые книги мне сложно рассказывать - кажется, что слова недостаточно точные и образы недостаточно яркие в сравнении с оригиналом. В итоге я захлебываюсь в собственных впечатлениях и подытоживаю - "читайте книгу". А в последнее время встречаю всё меньше и меньше таких иррационально любимых книг. Взрослею что ли?

    "Никогде" вызывает как раз такую реакцию - спокойно положительную без излишних эмоций. Мне понравилось, я отметила массу плюсов, но особенного восторга, а уж тем более желания поселиться в Нижнем Лондоне не испытала. Поэтому будем разбирать роман "по косточкам".

    Город и мир. Большой плюс - Гейману удалось придумать действительно оригинальный фэнтезийный мир, разместив его максимально близко к реальному. Загадочный Нижний Лондон так и остается тайной для читателя - мы не узнаем практически ничего о его устройстве и иерархии - лишь отдельные, часто отрывочные сведения об обитателях (их явно больше, чем нам рассказали), интригах (упомянутая идея объединения) и расположении (лично мне постоянно приходилось напоминать себе, что действие происходит под землей - монастырь упрямо представлялся мне где-то на обрыве под открытым небом). Эта недосказанность порой заставляла предполагать, что роман - только первая часть цикла, где позже будут раскрыты все тайны. Я бы с удовольствием почитала о пугающих сестрах Серпентины, о прошлом Охотницы, о жизни маркиза Карабаса и о многих менее значительных эпизодах, где автор упомянул что-то интересное, а потом благополучно о нем забыл.

    Интрига и сюжет. История Ричарда - типичная судьба попаданца, предсказуемая с самого начала. Естественно, он ищет возможность вернуться в свой мир, обзаводится компанией, возвращается и скучает по приключениям. Хорошо, что обошлось без явных штампов в духе спасения мира или случайного узнавания в попаданце короля/бога/пророка. Интрига тоже вполне прозрачна - автор не предоставил достаточного числа кандидатов на роль главного злодея, поэтому выбор невелик.

    Герои. Вот тут автор оторвался по полной: каждый персонаж своеобразен и выписан действительно с любовью. Однако большая часть героев симпатии у меня не вызвала. Леди Дверь так и не стала идейным центром - казалось, всё совершается по воле судьбы, а девушка лишь вынуждена бежать/прятаться/ждать/плакать и т.д. Ричард так и не стал мужчиной даже после пройденного испытания - он упорно представлялся мне маленьким хнычущим мальчиком. Охотница - одержимая идеей дама с туманным прошлым, молчалива, резковата, порой напоминает что-то механическое. Ислингтон - фальшив насквозь, хоть ему и по роли положено (но ведь злодеи тоже бывают обаятельными). Круп и Вандемар - колоритная парочка, одно их меню многого стоит.
    Самый запоминающийся для меня образ - Маркиз Карабас. Очаровательный плут, за маской которого прячется честный и отчасти благородный герой. Его линия в романе была самой оригинальной и неожиданной.

    Язык. Еще один несомненный плюс романа - красочный образный язык и тонкий юмор. Автор делает множество интересных наблюдений за жизнью и характерами:


    … неприятности трусливы — они никогда не ходят поодиночке, а собираются в стаи и атакуют все разом.

    ...ожидание – грех. Следует ценить каждое мгновение. А ожидание – это неуважение по отношению к будущему и настоящему одновременно.

    В целом, Никогде - это мечта современного офисного клерка о настоящем приключении, о жутковатом сказочном мире, куда можно попасть, не прилагая никаких усилий.

    10
    26