Рецензия на книгу
Успех
Лион Фейхтвангер
jnozzz17 сентября 2023 г.Так себе успех...
Разочарование.
Дано. Германия начала 20х годов 20ого века. Вернее, не совсем Германия, не привычная Федеральная Республика, а конгломерат недружественных друг друга федеральных земель, где ненавидят чужаков. Где нет общего языка, а традиции, образ жизни и представление о добре и зле варьируются от земли к земле.
Да и что такое 20е годы в коллективной немецкой памяти? Правильно, это проигранная первая мировая война, репарации, бедность, галлопирующая инфляции, и нет, мы не выучили ошибки прошлого, мы горько сожалеем о том, что проиграли, но мы еще восстанем из пепла, и покажем всем вам Кузькину
Адольфовумать.Сузим географию. Федеральная земля Бавария, Мюнхен. Земледльцы. Христиане. Борцы за чистоту рассы. Агрессивные драчуны, не приемлющие чужаков и слабаков. Да-да, теория "ариев" истинных и рассового превосходства начала гулять, оказывается, уже тогда (спасибо г-ну Фейхтвангеру, дает ответы на многие неудобные вопросы). Тесты на ДНК, евреи - это уже тогда плохо, и скинем их всех в море (с пъедестала мирового господства).
На арене двое: рыжеволосый еврейский адвокат и его ублюдок-сынок от истинной арийки, которая "снизошла" на три недели незабываемого счастья до "еврейчика", а потом испарилась, канула в Лету, вырастив своего ублюдка в ненависти к евреям и всему еврейскому.
Адвокат ведет дело "невинно распятого" истинными баварцами директора художественной галереи Мартина Крюгера, тоже истинныого ариейца, посмевшего выставить на всеобщее обозрение две картины, оскорбляющие чувства "истинных баварцев" (Вот тут, честно говоря, я сильно недоумевала - если он был гражданином своего времени и своей федеральной земли, и было вполне ясно, чем это для него закончится, зачем? По описанию Фейхтвангера это не было сделано в качестве протеста или жеста, единственной целью было потешить свое самолюбие и показать, кто в доме хозяин).
И тут начинается, кто за истца, кто против, кто тихо молчит в стороне. И весь сюжет начинает вращаться вокруг "Иисуса" от искусства.
И понеслось. Дюжина сюжетных линий, полщица героев - в них тонешь, от них устаешь, от них уже тошнит (так и было задумано??). Единственный выделяющийся сюжет - это таки про адвоката, который пробился со своим еврейским носом с низов до парламента Берлина. Который дает деньги своему "истинному арийцу", даже понимая, что они идут на борьбу с евреями. Потому что родительское сердце. Потому что только так от чувствовал себя нужным. Потому что только это хоть на короткий период дало ему силу в одиночку бороться с узаконенной системой беззакония. С политическими судилищами. С темнотой послевоенной Баварии.
Вот такой вот сюрреализм. Реальная диссоциация, когда ты, по сути, кормишь руку, уничтожающую тебя. ".. этот жирный рот, полный похоти" (это характеристика одного из политических деятелей Баварии). Но ,что если, это это плоть от плоти твоей... И большое еврейское сердце, суть которого - давать.
Конечно, были и еще интересные сюжеты. Мария-магдалина романа Иоанна, пожертвовавшая собой, ставшая великостветской проституткой, ради спасения любимого Крюгера (почти что Сонечка Мармеладова , только более утонченная), и противный баварский фабрикант (успешный успех успешенее некуда), и истинный баварский политик. Да, они все вместе - это сводный оркестр Баварии тех дней. Многоголосье "высшей лиги". Баварии, ставшей колыбелью агресси и несправедливости, проложившей тропу режиму 3ого Рейха и всему, чему человечество ужасается до сей день.
В общем, книга - отлинчый памятнику духу эпохи, породившей 2ую мировую. Но уж слишком длинная, частично сосредоточенная на закулисном и гламурном мире, что не совсем соответствует основной сюжетной линии, где-то наивная. Как исторический документ принимется. Как достойный роман - тут наши дороги не сошлись.
Содержит спойлеры191,7K