Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Милый друг

Ги де Мопассан

  • Аватар пользователя
    Yablochko12 мая 2014 г.

    "Ничто не важно в этом смертном мире;
    Все - вздор; скончались благость и величье;
    Вино иссякло, и в одних подонках.
    Найти утеху может этот свод"

    В. Шекспир. "Макбет"

    Темой произведения романа "Милый друг" Ги де Мопассан сделал тернистый путь к власти простого французского парня из крестьянской семьи Жоржа Дюруа.

    Во Франции Жорж живет в нищете, когда старый армейский товарищ Жоржа и представляет Дюруа обществу, где тот, не найдя в себе иного природного таланта, кроме искусства обольщения, активно пользуется тем, что имеет, строя интриги. Заводя любовниц и женившись дважды, Жорж прокладывает себе дорогу в высшее общество. Он использует женщин как средство — литературного раба, источник денег или информации, возможность отомстить. В развязке романа Дю Руа получает свой большой куш — молодую и богатую барышню, грядущую политическую карьеру, но автор оставляет читателя с мыслью, что для Жоржа важны не столько влияние и деньги, сколько сам процесс приобретения власти на другим человеком. В ходе достижения своих целей, Жорж не колеблясь сминает чужие жизни и, выпив их до дна, отбрасывает как засохшие цветы.

    Примером тому служит госпожа Вальтер, которую молодой повеса соблазняет со всем доступным ему шармом, а получив — пытается отвязаться, как от жевательной резинки, прилипшей к подошве. Делает предложение Мадлене вскорости после смерти патрона.

    Власть пьянит Жоржа как наркотик, по ходу повествования она все больше высветляет его негативные черты. Женщины становятся для него трофеями. Жорж манипулирует женскими привязанностями, сперва обольщая дам, а затем, надежно привязав их к себе, использует для достижения собственных целей. Протагонист обходится с женщинами как с вещами. Когда Дюруа приходит к выводу, что женщины могут проявить слабость и предать не только ради него, но и его самого, заявляет для себя:


    "Все женщины потаскушки, надо пользоваться их услугами, но нельзя тратить на них душевные силы"

    Это и становится его жизненным кредо.
    Данное повествование происходит на фоне принятия обществом подобных "правил". Наглядной становится сатирическая подоплека подмены духовных ценностей материальными. Мадлена пишет статьи вначале для одного своего мужа, потом для другого, баснословно богатый Вальтер преумножает свои богатства махинациями. При этом окружающие не выказывают осуждения, скорее зависть и подспудное желание нажиться.

    В своем романе "Милый друг" Ги де Мопассан затрагивает тему взаимоотношения сакрального и мирского, возвышенного и обыденного, глубоких чувств и прагматизма. На примере главного героя Жоржа Дюруа, автор наглядно демонстрирует способность человека пренебречь моральными качествами в угоду материальной выгоде и разрушительное влияние порока на внутренний мир человека и его отношения с окружающими. При этом автор делает акцент не на тлении моральных качеств героя, но общества, примерным сыном которого и стал Милый Друг. Французское общество в романе являет наглядную картину эклектики и транзитивности когда крестьянин может стать военным, журналистом, войти в высшее общество, назваться бароном. Общество в котором власть может и должна принадлежать ловким мошенникам.

    Жорж окружен своими демонами: тщеславием, гордыней, алчностью. И их он привносит в общество стараясь проложить себе путь в жизни за счет свой внешней привлекательности, беспринципности, природного шарма, смелости, решительности и харизмы, не считаясь с чувствами других людей. Говоря медицинским языком, у Жоржа наблюдаются все признаки нарциссического расстройства личности. Кроме того, Дюруа без зазрения совести предает своих бывших покровителей.
    Например, Форестье — бывшего сослуживца Милого Друга и редактора газеты, который столь досадно владел теми вещами что были нужны Жоржу: положением, деньгами, признанием, женой.
    Жена Форестье — Мадлен — лакомый кусочек, который возжелал себе Жорж и сделал ей предложение едва ли не у постели умирающего — умная, хитрая, независимая, но при этом мудрая и кроткая женщина, писавшая статьи как для своего первого мужа так и для Милого Друга, Мадлен тоже была обманута Дюруа, отобравшим у нее половину наследства и в последствии брошена, после того как Жорж намерено застал ее с любовником.

    Жорж соблазняет и жену держателя газеты Вальтера, целомудренную, религиозную, положительную даму, которая под воздействием Дю Руа превращается в полную свою противоположность, одержимую этим молодым человеком.
    Дюруа оказался способен перехитрить и Вальтера обратив махинацию министра Ларош-Матье в свою пользу. В последствии, Жорж женится на дочери Вальтера, едва ли не самого богатого человека в Париже.

    Однако, незабвенной звездой Милого Друга остается Клотильда де Морель, похоже единственная настоящая любовь Жоржа (если забыть о том, что по-настоящему главный герой любит только себя самого), которая, похоже, единственная достоверно знает, что представляет из себя Милый Друг и все равно желает быть с ним, невзирая на то, что Жорж женат. Не обделенная комплексом жертвы, Клотильда, столько раз словно навсегда расстающаяся со своим любовником, возвращается к нему вновь и вновь. И финал произведения оставляет у читателя уверенность, что никуда от Клотильды Жорж не денется. При этом любовь героя — больная, извращенная, он не видит в ней ценности и не понимает ее.

    Но вспомним и о положительных чертах протагониста, он изворотлив, смел, целеустремлен, уважает родителей, мотивирован, хитер и умеет добиваться своего. И если все перечисленные черты не вызвали перед вашими глазами узнаваемый образ,то вы совершенно не интересуетесь современной политикой. Милый друг был написан в конце 19 века, и все же образ дельца и политика остался во многом узнаваем и неизменен. Все так же изворотливость и беспринципность помогают подняться к верхам по чужим головам, растеряв по дороге весь "балласт": сострадание, доброту, искренность, идеалы. Все так же общество готово аплодировать внешнему лоску и все так же глянец затмевает червивое нутро.

    Главная ирония заключается в названии "Милый Друг" — прозвище которым наградил героя бесхитростный ребенок. Жорж не мил и друзей у него нет.

    7
    43