Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Those Who Leave and Those Who Stay

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    Аноним15 сентября 2023 г.

    Третья книга цикла «Неаполитанский квартет» рассказывает нам о молодости двух подруг Элены (Лену́) Греко (теперь она Айрота) и Рафаэллы (Лилы) Черулло. По сравнению с первыми двумя частями, эта менее динамичная, но не менее насыщенная. Если раньше мы следили за жизнью девочек на фоне современной им Италии, то теперь наблюдаем за тем, как политическая жизнь страны влияет на судьбы персонажей. Элена расставляет для себя новые приоритеты, немыслимые во времена её детства: карьера или семья, домашняя рутина или вдохновение. Я (наверное, как и многие) ожидала, что после внезапного успеха её ожидает профессиональный рост, интересная, яркая жизнь. По книжным законам это было бы логично. Но Ферранте написала о другом, менее захватывающем, зато более правдоподобном. Так как в жизни Элены наступил трудный период, то и книга читается нелегко, уж точно труднее, чем первые две части. Наша героиня мало делает, но зато много думает, пытается разобраться в себе и в том, что происходит вокруг. У автора очень органично получилось переплести проблемы образованной женщины и её семьи с проблемами страны и даже всего мира, показать, как большое воздействует на малое, и наоборот: обычные люди влияют на ход истории.
    А что же Лила? О её жизни мы знаем немного – ровно столько, сколько хочет знать рассказчица. Только в этой части у меня возник вопрос: а подруга ли она для Элены? И не после того, как Лила при встрече закономерно привлекла всё внимание мужа «подруги» к себе (вот тут ещё один вопрос: чем она так привлекает мужчин? Эксцентричными выходками?). А вот эпизод, в котором она по телефону бросает злые фразы о сестре Элены и даже не удосуживается ничего объяснять, просто поверг меня в шок. Разве это по-дружески? Это даже не по-женски: подруга первая принесла бы в клювике такую новость, а не держала при себе почти два года, как козырную карту в рукаве. Конечно, с точки зрения читателей, способных разнести в пух и прах любую книгу, в которой главный герой совершает плохие поступки, Элена тоже не идеальна, но она мне понятна, приятна, близка, она вызывает сочувствие. С Лилой Черулло дело обстоит с точностью до наоборот.
    Несмотря на отсутствие привычной динамики, Ферранте держит марку: пишет стильно, ярко, образно, а ближе к концу книги ещё и невероятно удивляет. Вот такого поворота сюжета я не ожидала! Аплодирую.

    6
    231