Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ночной Дозор

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним11 мая 2014 г.
    У каждого свой свет и своя тьма. Но как только они начинают именоваться с заглавной буквы (или за них это делают фанатики) — Свет и Тьма, Добро и Зло становятся неотличимы друг от друга ни по методам, ни по облику. Я хотел бы никогда не встречаться с ними, когда они в этом жутком обличье.
    /Генри Лайон Олди - Ойкумена/

    Прекрасная, увлекательная, умная книга о жизни, мире, противостоянии, борьбе.
    Я очень долго не верил, читая и слушая сотни лестных отзывов и, в конце концов, под давлением своей дочери - фанатке Лукьяненко, решился таки на прочтение книги. Окончательно решение прочитать книгу пришло после просмотра одноименного художественного фильма и сообщения моей дочери, что мол, фильм вообще несравним с книгой, вторая намного глубже и увлекательнее. И тут я сразу вспомнил несколько строк из того же Лукьяненко из книги "Черновик":


    Кино — это чтение для нищих духом. Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса» или в кабинете Ниро Вулфа.

    А, как и Диана Сеттерфилд, "...я никогда не приступаю к чтению, не заняв перед тем надежную позицию." И тут я, сформировав свое мнение... вошел-таки в "сумрак" этого увлекательного мира Сергея Лукьяненко.

    Сейчас, переслушав книгу в аудиоформате, я, несомненно, понял намного больше и уже просто наслаждался сюжетом, ожидая новые и новые истории о "дозорных", переваривая философские отступления и смакуя постепенное развитие Антона Городецкого.

    Книга состоит из трех историй, проходящих во временной логической последовательности друг за другом.

    Часть 1: Своя судьба


    Миссис Хэшебай. О, я думаю, что это ровно ничего не значит, кто из вас управляет страной, пока мы управляем вами.
    Гектор. Мы? Кто это мы, позвольте узнать?
    /Бернард Шоу - Дом, где разбиваются сердца/

    В первой истории мы знакомимся с Антоном Городецким и Ко. Оказывается, что вокруг улиц и переулков Москвы имеется невидимый мир, мы начинаемся знакомиться с Сумраком и его посетителями: все очень динамично - вампиры, говорящие совы, маги, амулеты - что-то определенно знакомое, уже много раз "проходимое и читанное", но, все же, эта версия мира затягивает...
    В этой истории я встретил даже детективную составляющую, а также почти "рядовую", но тревожную историю, где мы и познакомились со Светланой и мальчиком Егором. Хорошо, что Антон впервые проявил свои особые способности.
    А еще мы узнали, что все в мире регулируется особым Договором. Интересно, что философия современного мира дозорных строится в книге не сразу. Потому не все будет понятно в отношениях "дозоров" после первой истории.

    Часть 2: Свой среди своих


    Хочется иногда просто побыть среди своих. Среди тех, кто все понимает.
    /Макс Фрай - Жалобная книга/

    Эта часть мне понравилась больше всего: самая динамичная, показывающая будни дозорных, как проходит их обучение, развитие, тренировки. Ну и без "ковра у начальника" и обмена телами тут не обошлось. Яркие детали "ежедневной работы" описаны глубоко и с юмором. Городецкий, же, растет над собой и распутывает новый, почти детективный клубок. Впервые в этой части мы знакомимся с "третьей силой" - Инквизицией!

    Часть 3: Исключительно для своих


    Мне хочется выкарабкаться из своей оболочки, своей среды, своей судьбы. Перерасти все это. И не важно, за что уцепишься, взбираясь повыше...
    /Мишель Уэльбек - Враги общества/

    Здесь мы встречаем серьезного и рассудительного Городецкого, который пытается найти себя, правильно рассуждать, перечить руководству, быстро принимать правильные решения. Респект Антону! Но эти факты - единственные, которые мне импонируют в этой части книги. В остальном все действа и беспринципные объяснения "сильных мира всего" смотрятся смешно, после чего истина борьбы Света и Тьмы немного теряется. Не понравился и финал - получилось скомкано, намек на явное продолжение историй.

    Прослушав в мае аудиокнигу, я внимал "мифологию Дозоров" уже на более глубоком уровне, скажем так, при "втором прочтении" я "переместился" на один слой ниже. Теперь уже легко верится, что Жанна д'Арк действительно была Темной, а порождение коммунизма и нацизма, оказывается, были плановыми операциями Светлых.

    Вывод финала историй можно сформулировать такими строками книги:


    Потому что любовь — она над Тьмой и Светом.
    Потому что любовь — это не секс, не одинаковая вера, не «совместное ведение хозяйства и воспитание детей».
    Потому что любовь — это тоже Сила.
    25
    166