Рецензия на книгу
Бретёр
Юлия Яковлева
Аноним7 сентября 2023 г.Петербург, 1812 год. Война с Наполеоном в самом разгаре. После боевого ранения в столицу возвращается ротмистр Матвей Мурин. Узнав об аресте своего полкового товарища Прошина, он вынужден стать сыщиком поневоле: возможно, Прошин убил женщину в игорном доме, но его сестра в это не верит и умоляет Мурина узнать, что же произошло на самом деле.
Перед нами классический пример остросюжетного детектива, который вовсе не стесняется своей жанровой природы. Наблюдать за расследованием не менее интересно, чем погружаться в мастерски воссозданные детали эпохи, впрочем, угадать преступника диванным сыщикам, то есть искушенным читателям детективных романов, не составит никакого труда. Но у «Бретёра» есть задачка поважнее: представить читателю ротмистра Мурина, с которым мы в этом обозе надолго.
В Мурине узнаются черты многих знаменитых литературных сыщиков. Подобно детективу с Бейкер-стрит, у Матвея есть старший брат, который занимает высокую государственную должность и превосходит своего сиблинга почти во всем. Как и бельгиец с роскошными усами, Мурин обожает сладкое. А с Кормораном Страйком его роднят травмы, полученные как на войне, так и в любви. Есть нечто общее у Матвея и с его ближайшим литературным братом – Эрастом Фандориным, особенно времен «Азазели», но что именно остается загадкой для читателя вплоть до последних строк. От финального диалога у меня перехватило дыхание даже сильнее, чем от развязки основной интриги.
Как и предыдущую книгу Яковлевой «Нашествие», «Бретёра» нельзя назвать историческим романом в полной мере. Это современная история, разыгранная в декорациях начала XIX века. Судите сами: на светских вечерах обсуждают, этично ли танцевать кадриль во время войны, а сыщики осознают, что личность и судьба жертвы важнее смакования деталей преступления.
Так, Юлия Яковлева снова написала актуальный роман, в котором нет ни слова о сегодняшнем дне.
10512