Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним6 мая 2014 г.

    Внезапно осенило: пришло время перечитать/прочитать школьную программу! Начало было положено этим романом, и...

    Я не ожидала, честное слово!
    Сказать, что роман захватил - не сказать ни-че-го. Я впервые так сильно упивалась языком, хотелось впитать в себя все слова, все обороты речи, все описания природы и проч (что казалось в свое время ужаснейшей тягомотиной - почему нельзя писать проще?!). Словом, от самого стиля повествования я получила действительно неимоверное наслаждение.

    Печорин Григорий Александрович... Вы ужасный человек, Вы эгоист, Вы бессердечный нахал. Но, черт возьми, встретив бы Вас, я поддалась бы Вашему хладнокровию, Вашим недомолвкам, как княжна Мери или Вера; мне бы так хотелось разгадать Вашу тайну, узнать Вашу искренность, то, что Вы прячете под маской такого безумца - только вот конец мой не отличался бы от окончания истории окружавших Вас людей...

    Печорин губителен. Вы только подумайте, кто остался счастлив в этом романе? Кто из людей, окружавших Печорина, не пострадал от него? Бэла, Мери, Вера, Грушницкий, да вспомните мальчика из "Тамани"! - все они погибли от рук самого героя - будь то духовно или физически, он их убил. Ради чего, скажем, он начал целую кампанию по завоеванию княжны? Ради того, чтобы задеть ненавистного им Грушницкого? А чем это обернулось? Эгоизма Печорину, конечно, не занимать.

    Несмотря на поистине отрицательный характер, Печорин вызывает гораздо больше положительных эмоций, чем тот же Грушницкий, который - подделка, ненастоящий, полностью соткан из фальшивых пафосных фраз, вымышленной глубокой печали, да еще и, как оказалось, мстительности. Печорин признается и нам, и окружающим, и самому себе, каков он:


    Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться.

    Но сказать "да, я плохой" - не самое ли простое, что может быть? Не будет ли по-настоящему правильным попытаться изменить себя? Однако мы видим, конечно, его попытки, например:


    Как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны.

    Не желает он им зла. Но и перестать сеять вокруг хаос и разрушения герой также не способен.

    Помимо самого описания жизни Печорина и, можно сказать, приключений, роман представляет собой целую, огромную площадь для размышлений, ибо философских мыслей тут не перечесть. Лермонтов рассуждает о смысле жизни, о смерти, и не зря роман заканчивается именно "Фаталистом" - но вопрос об отношении самого автора к этой теме остается открытым. Не зря Печорин представлен в виде эдакого бесстрашного героя, который и на дуэль пойдет, и чуть не погибнет от руки девушки в лодке, и обезвредит казака в последней главе. Нет, черт возьми, Печорин - безусловно интересная, неординарная личность, хоть и лишенная проявлений чувств, эмоций и привязанностей и подчинившая себя рассудительности, как в случае с последним письмом Веры -


    Я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем?

    - но зато оставившая много философских вопросов и мыслей, с которыми и нужно через пару лет перечитать "Героя" и - я уверена - найти в нем что-то новое.

    13
    72