Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним6 сентября 2023 г.

    "Ради чего такого важного ты решил умереть?"

    Часто ли доводится услышать подобный вопрос тысячам сотрудников банков, офисов и фондов? Тем молодым и умным парням, которые рвались в столицу (неважно, какой страны), ожидая там ... а чего, собственно? Интересной и насыщенной жизни, которая оказалась фикцией: квартира(съёмная и не очень удобная), работа (не слишком сложная, только совсем не интересная), девушка (красивая и амбициозная, но не вызывающая любви), паб по пятницам... Конечно, это не тот вопрос, который можно услышать от коллеги или приятеля. А вот от обитателя другого мира - запросто.


    В Лондоне есть такие места, где время застыло, где ничего не меняется. Это как пузырьки воздуха в янтаре. Город существует слишком давно. И время, которое прошло, должно куда-то деваться. Оно не исчезает сразу.

    Под Лондоном, иначе говоря - в Нижнем Лондоне, живут те, кто выпал из жизни, и те, кого в нормальном мире считают выдумкой. Дети ночи - они же вампиры, таинственный и могучий лондонский зверь, не менее легендарный, чем крокодилы-альбиносы подземелий Нью-Йорка, странный и прекрасный маркиз Карабас, торговцы Плавучего рынка, который сегодня ночью может размещаться на крейсере "Белфаст", а завтра - в универмаге Harrods. Обыкновенный парень, которого не назовёшь иначе, как офисный планктон, Ричард Мэхью живёт обычной серой жизнью, пока не наступает один из дней, каковые бывают у всех: с самого утра не задалось, причём всё сразу. Довершением всех неудач становится момент, когда торопясь на ответственное мероприятие в ресторан вместе с невестой, Ричард буквально спотыкается о раненую девушку, лежащую на тротуаре. С это встречи с юной Дверью, старшей дочерью лорда Портико, представительницей рода, владеющего секретом открывания входа куда угодно, даже туда, куда соваться совсем не стоит, и начинается новая жизнь - в приключениями и реальными опасностями, но зато и с дружбой, со жгучей ненавистью и с благоприобретённым умением решать настоящие проблемы.

    Эту книгу Геймана стоит воспринимать именно как сказку. Она вполне хороша, скажем, для семейного чтения. (Кстати, если слушаете книги вместе с детьми, от всей души рекомендую начитку Игоря Князева, хотя исполнение Вячеслава Герасимова тоже очень хорошее.) Что тут от сказки, помимо персонажей: зло - оно такое настоящее, стопроцентное зло, в основном представленное парочкой Круп (зло изощрённое и облечённое в красивые слова) и Вандемар (зло - тупая сила). Есть ещё зло, плохо поддающееся опознанию, потому что его носитель - представитель расы, не подверженной подозрениям. По законам сказки - победа за добром, во всяком случае, у детей это не вызовет сомнения. Очень хорошо обыграна тематика инаковости - как в настоящем городе, так и в подземном. Столько недоразумений и предвзятости каждый раз, когда человек сталкивается с тем, что ему кажется странным. Но ещё бывают ситуации, когда


    все снова встало на свои места. Гости, охранники, официанты похлопали глазами, покачали головами и, как это часто бывает, когда люди сталкиваются с чем-то необъяснимым, единогласно решили, что всего этого не было.

    Поверить в чудеса сложно, но если уж это удалось - отказаться от этого знания ещё сложнее. Пройдя все испытания, Ричард возвращается в свой город.


    Примерно так мы с нейросетью представляем его, растерянного, на Трафальгарской площади.

    Но старая скучная жизнь, которая казалась просто мечтой, пока он мог погибнуть от копья Охотницы, быть казнённым крыситами за слишком фамильярное обращение с их повелителем


    (Ричард присмотрелся.
    – А, так это тот самый крыс? Да, мы встречались. Я швырнул в него пультом от телевизора.
    Окружающие в ужасе переглянулись. Девушка взвизгнула.
    Но Ричарду было не до них. Слава богу, хоть кто-то знакомый в этом хаосе.
    – Привет, крысунчик. Рад тебя видеть.)

    и во многих других ситуациях, теперь кажется до невозможности пустой и пресной...

    Из предисловия Геймана к этой, кажется, последней авторской редакции:


    Я принципиально не пишу продолжений. И все же в мир Нижнего Лондона мне хочется вернуться. В книге «Затерянные реки Лондона» я вычитал, что в канализации однажды нашли медную кровать, и до сих пор непонятно, как она туда попала.
    Могу поспорить, что маркиз Карабас в курсе.

    Наверняка в курсе... А вот что продолжения нет - очень жалко.

    98
    11,1K