Рецензия на книгу
Троя. Величайшее предание в пересказе
Стивен Фрай
Аноним3 сентября 2023 г.Бессонница, Гомер, преданья, Стивен Фрай.
Об "Илиаде" Гомера знают или хотя бы слышали все - в конце концов, с текста, возникшего три с лишним тысячелетия назад берет старт литературная традиция как античной Греции, так и Европы в целом. Был ли Гомер, не было ли Гомера - и если был, то когда, и если не был, то откуда - Стивен Фрай задается этими вопросами, мучающими не одно поколение исследователей, уже в послесловии. И ничего нового, собственно, этим не говорит - вопросы поставлены, а ответов пока, а то и вообще, у человечества не нашлось.
Неласково пройдясь по методам Шлимана в археологии (оно и верно, динамит - тот еще помощник в поиске артефактов), Фрай берется за гомеровский гекзаметр не в пример бережнее. Позади уже два тома, посвященных героям и богам Греции, запутаннейших родственных связей, хронологий, разобраться в которых не хватит нервов и святому, и вот - вроде бы простой и понятный сюжетный текст. Есть ахейцы, есть троянцы, есть Елена, жена Менелая, и Парис, сын Приама, и есть боги. Богам скучно. А это очень опасно, когда такой толпе на Олимпе нечем больше заняться, кроме как делить одно золотое яблоко...
Сюжет "Илиады" прост и практически линеен, как его ни расширяй, как ни добавляй деталей - хотя на них автор точно не скупится. Дополнительных сведений - уйма, и сноски, и мелкий шрифт, намекающий - постойте-ка, это же не просто "художка", это - "научпоп"! История, сплетающая историю, миф внутри мифа - гремучая смесь, и Фрай проводит читателя сквозь все эти уроборосовы хитросплетения практически за руку, как бывалый экскурсовод или учитель младших классов останавливаясь у самых важных точек. Подмигивая. Очень активно подмигивая - вы, мол, это точно должны помнить. Да-да, - тянется вверх рука вдруг осознавшего все читателя, - Тевкр-лучник - это брат Аякса великого, а не Аякса малого, мы помним. Ну, или постараемся не забыть еще страницы три, а там в сноски глянем.
"Троя" Фрая - это эпос не сниженный, а скорее "тихонечко спустившийся". Герои Трои в совершенно разговорной манере рассуждают, ругаются, обманывают, любят, бьются в истерике и задумываются о вечном также, как обычные люди дня сегодняшнего, и то, что среди действующих лиц нет-нет да и промелькнут Аполлон, Афродита или Зевс - всего лишь приправа для аромата. Собственно, в послесловии Фрай и задается вопросом - а голос ли Афины заставил Ахилла умолкнуть, а Аполлон ли направил стрелу, или лучник и впрямь был умелым - вопросом, для Гомера немыслимым, - а нужны ли Трое боги вовсе? Или люди и так прекрасно справятся с убийством себе подобных? Справятся настолько хорошо, что и Зевс в итоге решит:
"Жалею я, что много лет назад Прометей не отговорил меня творить человечество. Я знаю, что это ошибка".Конечно, чтение "Трои" чтение "Илиады" в оригинале не заменит. Поэтика Гомера остается за кадром, в тексте пирует сюжет. Хотя и шпаргалкой по истории литературы книга тоже не выглядит - все дополнения и исключения уместны, события имеют хронологию, да и заканчиваются несколько позже, чем гибель Гектора, которой завершается "Илиада". Чувствуется, что писался том с удовольствием, да и читается тоже легко - пусть основная канва и знакома, но, согласитесь, мало кто удержит в уме все хитросплетения жизни второстепенных персонажей. А зря - с ними ведь однажды вышла такая история...))
9484