Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Давай поженимся

Джон Апдайк

  • Аватар пользователя
    Аноним28 апреля 2014 г.

    Не так давно знакомая рассказала мне, как её студенты интерпретируют перипетии романа Д.Апдайка «Давай поженимся», и после этого разговора мне захотелось снова перечитать эту давно читанную книгу. Может, тогда я в ней что-то упустила? Мой читательский опыт говорит, что в перечитывании немаловажное значение играет дистанция – из какой точки своей жизни ты ищешь в увлекшей тебя когда-то истории новые смыслы. «Точка влюблённости», «точка измены», «точка выбора», «точка развода», «точка мудрости» и разные другие точки жизненного пути заметно отличаются между собой, создавая разные контексты для восприятия. И, как эпиграф к этому моему занятию в голове сама собой завертелась строчка из С.Сургановой: «Мы неприкаянны, мы непричастны, Вместе - не счастливы, врозь - несчастны». Книга Д.Апдайка – не любовный роман. И не драма. И – не авторская биография. И не нравоучительная семейная история. Это – психологический роман в полном смысле слова, который, как любая рефлексия, довольно тяжеловесный, неоднозначный, временами тягомотный, а временами – взрывной, презрительный и даже злой. В рассказанной Д. Апдайком истории нет ни правых, ни виноватых. В нём нет ни хороших, ни плохих. В нём нет ни морали, ни распущенности. В нём нет ни дидактичности, ни провокационности. А что же есть? Голая реальность совместной жизни в любовных треугольниках – затяжные метания по поводу невозможности сделать выбор, сомнения в истинности переживаемых чувств, страдания от чувства вины, невозможность взять под разумный контроль собственные влечения, невротические мысли о смерти, страх перед намерением быть подлинным и быть распознанным в этой своей подлинности, мучительная раздвоенность собственной личности, стремящейся быть социально приемлемой и в то же время свободной в своих желаниях. Салли и Джерри, Руфь и Джерри, Салли и Ричард, Руфь и Ричард, как кольца Борромео, и не сцеплены между собой и одновременно неразрывны. Патовая ситуация, в которой всё решает лишь… любовь? близость? взаимность? со-в-местность? И что тогда есть любовь? Когда она перестаёт быть собой и превращается во что-то другое? До какого момента её следует удерживать? Какую долю в ней занимают ненависть, долг, прощение, ответственность, отчаяние, импульсивность, непонимание? Верно ли, что кто-то создан для любви, а кто-то – для домашнего очага? Эта книга, как бы её не прочесть, – хороший повод для самоанализа, потому что вне зависимости от интеллектуальной или чувственной позиции, занятой читателем, она непостижимым образом усиливает значимость, ценность любви в человеческой жизни. И что же из этого следует? По-моему, следует жить, влюбляться, приносить жертвы, соглашаться на компромиссы и, конечно же, говорить друг другу: «Marry me».

    10
    169