Рецензия на книгу
Не загоняйте убийцу в угол
Хосе Мариа Гелбенсу
winpoo23 августа 2023 г.Типа оттенки Достоевского…?
Эта книга совсем не сложная для восприятия, поэтому удивительно, что мне оказалось трудно сформулировать впечатления от нее. Поначалу мне вполне нравился стиль повествования нового для меня каталонского автора – неспешный, рассудительный, в некоторых местах чуть философский, а во всех остальных ‒ достаточно литературный и совсем не детективный, несмотря на то, что все начинается со спонтанного жестокого убийства. И все же, несмотря на внутреннюю текстовую развернутость, история, по сути, очень вялая и фрагментарная, в ней нет сюжетной полноты и драматических эмоций, и если бы не скромные попытки автора очертить переживания убийцы, читать там было бы нечего.
«Порядок чтения» был сразу задан названием и первыми сценами, поэтому ничего не оставалось, как ждать, когда же, наконец, и каким образом убийцу разоблачат. Но ни самого разоблачения, ни какой бы то ни было детективной игры не было, все, что случилось дальше, случилось как бы само собой. Текст слоился на «извне» и «изнутри», и в логике повествования нужно было только следить за тем, как меняется отношение самого убийцы к содеянному и как входит в разоблачительный азарт его окружение. Но даже это было дано очень поверхностно и не особенно эмоционально. Может быть, автор и хотел описать внутренний конфликт своего героя, одновременно влюбившегося и переживающего драму содеянного, но… любовные переживания увлекли его сильнее, и получилось это очень неравномерно, да и особых моральных терзаний у этого странного Карлоса не возникло, разве что пара нарциссических инсайтов.
Фрагменты «изнутри», как мне показалось, были неявно пронизаны духом «Преступления и наказания», а из фрагментов «извне», где было много похожих друг на друга действующих лиц, по капле просачивалась информация, постепенно наводящая на общее понимание мотивов убийства. Фрагментарность и сюжетная неровность довольно быстро охладили первое позитивное впечатление, к середине сделали чтение совсем уж никаким, а внезапно обрубленный конец и вовсе все испортил. В эпилоге автор попытался расставить все точки над i, но скомканно и невнятно. Так что если бы не скрытые апелляции к Достоевскому, на которые я возложила больше надежд, чем следовало, книга показалась бы мне очень слабой и совершенно непрофессиональной. Пришлось погуглить и узнать, что автор любит экспериментировать с разными жанрами, так что, похоже, он и здесь экспериментировал, но, на мой взгляд, эксперимент не очень удался.
В целом идея книги казалась масштабной, и писателю, как мне казалось, было, где развернуться, чтобы поддержать интригу, ведь на том, что нет ни особых улик, ни свидетелей, ни подозреваемых, можно было играть долго и плодотворно, но замах, по сути, закончился ничем. Может быть, другие его эксперименты лучше…?
28231