Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Selected Works of T.S. Spivet

Reif Larsen

  • Аватар пользователя
    Аноним15 августа 2023 г.

    "Взрослые люди в этом мире постоянно делают сложный выбор – пришла и мне пора думать, как взрослый."

    Один из тех случаев, когда я не понимаю, каким образом на текст обратили внимание киношники)). Он не красочен, мало пригоден для детского восприятия, и я точно не стала бы его читать, если бы предварительно не посмотрела добрый и красивый фильм (в главной роли - американские пейзажи, похожие на раскрашенную вручную литографию). Надо сказать, что фильм не очень близок к тексту: убрана огромная составляющая часть - история женщин рода Спиветов, всех как одна гениальных и творческих, которые почему-то выходили замуж за странных избранников.


    Я знал: мужчина и женщина влюбляются друг в друга не просто для слияния их профессиональных областей. Но почему же, почему в нашей семье снова и снова высокообразованные женщины влюблялись в мужчин из совершенно иной среды? В мужчин, чья профессия основана не на теориях и результатах наблюдений, а на увесистой кувалде?

    Эта часть невероятно скучная, и книга вполне имела шанс получить заслуженную тройку, но приятные впечатления от фильма победили)).

    02:15

    Что совпадает в фильме и книге: Т.В. (Текумсе Воробей) Спивет - 12-летний мальчишка с ранчо в Монтане, очень одарённый картограф, хотя его карты скорее стоило бы назвать схемами всего на свете. Он любит систематизировать данные как человеческих действиях, так и об использовании жвал какого-нибудь жучка.
    Вероятно, это передалось ему от матери, учёного-энтомолога:


    Для всех, кроме самой доктора Клэр, было совершенно очевидно: упорная одержимость монахом-скакуном, которого за двадцать лет так и не удалось обнаружить, сгубила карьеру моей матери и не дала ей внести в систематику все те многочисленные усовершенствования, на которые она, по твердому моему убеждению, была бы способна.

    Собственно, одна из причин, почему я решила читать эту книгу: в фильме роль мамы была какая-то размазанная, с совершенно непонятной мотивацией, но оказалось, что в книге это ничуть не лучше описано. А вот сам Текумсе в книге поживее. Да, надо не забыть сказать: не знаю, как это осуществлено в бумажном издании, но в электронной версии надо обязательно читать ссылки. Именно в них содержатся мысли мальчика, вызванные тем или иным событием, его рисунки и рассуждения про какие-то обстоятельства. Вот, к примеру - о взрослых, и это в ссылке, вне основного текста:


    Ты взрослый, если ты:
    1) Ложишься вздремнуть без всякой причины.
    2) Не радуешься Рождеству.
    3) Волнуешься, не начал ли терять память.
    4) Упорно и тяжело работаешь на работе.
    5) Носишь очки на специальной ленте на шее, но сплошь и рядом об этом забываешь.
    6) Говоришь: «А ведь я тебя помню, когда ты был еще во-о-от таким крошкой» и покачиваешь головой с выражением AU‑1, AU‑24, AU‑41, что примерно переводится как «Как же мне грустно, что я уже так стар, а все еще несчастен».
    7) Платишь подоходный налог и с радостью вступаешь в гневные беседы «какого черта они все там делают».
    8) Каждый вечер сам по себе пьешь алкогольные напитки перед телевизором.
    9) Подозрительно относишься к детям и их побудительным мотивам.
    10) Ничему не радуешься.

    Итак, Текумсе рисует свои карты, учится в школе, где ему не всегда просто ("Мистер Стенпок поставил мне тройку за то, что я не совсем точно следовал его инструкциям, но впоследствии я был слегка отомщен, опубликовав иллюстрацию в «Дискавер»"), у него есть наставник из университета Монтаны, который иногда помогает ему публиковать свои иллюстрации к научным статьям в журналах. И в один прекрасный день раздаётся на ранчо телефонный звонок: оказывается, Текумсе присудили престижную премию Смитсоновского института, но там, конечно же, никто даже не представляет, что он - ребёнок. И мальчик решается ехать, хотя никак не может попросить помощи в этом у родителей:


    Я доберусь до Смитсоновского института, даже если это будет последнее, что я сделаю в жизни.

    Дорожные приключения парнишки пропустим, и перейдём прямо к тому, что составляет самую ценность книги, да и фильма тоже. Добравшись до предполагаемого храма науки Т.В. узнаёт, что это не святыня, что наука слегка потерялась в водовороте грантов и делании картеры. Вот несколько цитат:


    Когда он начал говорить, мозги у меня заскрипели и я, сам того не заметив, отделил уважение и нежность, которые питал к Смитсоновскому институту, от этого пухлого чиновника с неискренней улыбкой. Речь его оказалась на удивление посредственной.
    Видать, где-то по дороге забыли, что наука – это новаторство и опасности, а не заигрывания с публикой.
    В погоне за змееподобным существом, которое мы называем «прогрессом», слишком легко по пути потерять мораль.

    И в качестве коронки - слова куратора мальчика перед встречей с президентом:


    Так и слышу, как он разглагольствует: «Взгляните – американская система образования работает! Сердце нашей страны порождает юных гениев!» О, ну да пусть, не будем лишать его великого научного момента. Кто знает, может, он и бюджет нам повысит.

    Фильм ещё благополучно избежал самого фантастического, что есть в книге, - встречи Текумсе с обществом мегатериев, настоящих учёных, приносящих клятву о вступлении в общество, положив руку на книгу Александра фон Гумбольдта «Космос: план описания физического мира», том 3, озабоченных скатыванием науки в бездну, но использующих для этого довольно странные способы, например, установить камеры в туалетах государственных учреждений, в том числе ФБР, чтобы иметь доступ к некой (научной? точно?) информации. Фильм же получился более реалистичным, более близким к темам семьи и прощения. И, пожалуй, даже более взрослым, хотя прекрасно подойдёт для семейного просмотра.


    Я не так-то часто вспоминал, что мне всего двенадцать. В жизни и без того слишком много хлопот, не хватало еще думать о всяких пустяках вроде возраста.
    69
    270