Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Аноним13 августа 2023 г.Confiteor…
Есть в православии такой нюанс, касающийся исповеди, который гласит, что в экстремальной ситуации, когда смерть не просто стоит на пороге, а сидит рядом и держит тебя за руку, исповедь может принять любой человек, правда с оговоркой - непременно христианин. Покаяние умершего потом непременно нужно передать священнику, дабы он смог отпустить грехи, исповеданные мирскому человеку. Потому что только священник является посредником на земле между тобой и Богом, наделённый властью принимать исповедь и твое покаяние. Хотя сам факт того, что тебе нужно рассказать о своих не самых радужных событиях в жизни совершенно незнакомому человеку, не добавляет смелости и желания о чем-либо говорить. В общем-то, таинство исповеди для меня темный лес и я не уверена, что когда-нибудь на нем побываю.
Но я задумалась, а можно ли считать жизнь Адриа Ардевола, с рождения и до самых последних дней в больничной палате, экстремальной ситуацией, в которой каждый читатель становится мирянином и принимает исповедь незнакомого человека. В своём многостраничном размышлении о прожитой жизни и пережитых событиях, он не старается себя обелить, приукрасить события, а как раз наоборот, старается посмотреть на прошлое взглядом стороннего человека. Снова переживая моменты печали и радости, предавая их безмолвным листам бумаги, вписывая между строк других размышлений, верша свою исповедь для самого себя. Исповедь ребёнка так и не получившего частичку любви от родителей, исповедь зрелого мужчины, сохранившего любовь к женщине в своём сердце до конца своих дней, но не сумевшего сохранить женщину наяву, исповедь не такого уж хорошего друга, исповедь..
Сам роман, помимо основной сюжетной линии, насыщен различными историческими вставками из других временных лет, происходящими задолго до рождения Адриа. Но это совсем не значит, что события прошлого не имеют никакого отношения к главному герою. Разбросанные по всему роману нити, ведущие к определенному событию, будь это лагерные стены Освенцима или заброшенный монастырь в горах, в конечном итоге соединяются в одной жизни Адриа. Достаточно одного прикосновения к вещи и читатель, пару абзацев назад наблюдавший за игрой на скрипке, смещает свой взгляд на рождение скрипки из подходящего дерева в руках мастера, которая потом оживает и благодарит создателя тончайшими звуками своих струн. Такие перепады и провалы будут постоянны, как история в истории, но они помогают проследить как одна вещь, перемещаясь во времени и сменяя одного владельца на другого, способна повлиять и изменить линию жизни нынешнего владельца.
Можно о многом поговорить, возвращаясь к страницам романа, и поднятой автором вечной проблеме отцов и детей, об одиночестве и существовании в своей плоскости гения, не обращающего внимания на окружавшие его мелочи, но все это второстепенно, потому что роман в первую очередь о любви и различных ее проявлениях. Любовь к музыке, любовь к книгам, любовь к искусству и старине, и конечно же, любовь к женщине. Чьё присутствие в соседней комнате за закрытой дверью наполняет тебя нежностью и запоздалым счастьем. Можно открыть дверь и прикоснуться к женщине, убедившись что она действительно здесь и это не плод твоей фантазии, стоит сосредоточенная перед мольбертом с кусочком угля в руках. Очень часто приходится в жизни сожалеть об упущенных возможностях и счастье на самом деле в простых вещах, хочешь о чем-то сказать - скажи сейчас, хочешь прикоснуться - прикоснись, не откладывай сию минутные желания на потом, когда не будет ни женщины, ни возможности, и желания так и останутся горькими сожалениями.
351,4K